Шляпка, купальник и белая блузка. Как москвички готовились к лету 100 лет назад

Многие современные модельеры, создавая коллекции, часто ищут вдохновения в моде прошлого. Вероятно, что-то из будущих модных вещей мы уже видели — в старом кино, на фотографиях, картинах и в музейных залах. В преддверии наступления календарного лета инспектируем фонды музейно-выставочного центра «Музей моды» вместе с его научным сотрудником Дарьей Сережкиной и узнаем, из каких вещей состоял типичный летний женский гардероб в 1920–1930-х.

Шляпка, купальник и белая блузка. Как москвички готовились к лету 100 лет назад
© Mos.ru

Дефицит и разнообразие

От урона, нанесенного Октябрьской революцией и последовавшей за ней Гражданской войной, легкая промышленность начала восстанавливаться только в 1920-х. Нужно было одеть огромное количество рабочих. Одежда должна была отвечать запросам социалистического общества — никакой роскоши, только удобство, простота и универсальность. О моде речи не шло — носили то, что могли себе позволить. Люди стекались в города из сел и деревень, привозя с собой свой привычный гардероб, поэтому летом на улицах можно было увидеть мужчин в косоворотках и женщин в сарафанах.

До 1930-х годов большинство рабочих получали одежду по карточкам. Им раздавали костюмы, шляпы и даже нижнее белье, ранее принадлежавшие богатым дамам и кавалерам. Достаться могла любая часть гардероба, в том числе и курительные шелковые халаты или ночные сорочки, которые бывшие сельские жители с удовольствием носили на улицах.

В стране был дефицит тканей, поэтому главной задачей швейной промышленности было утверждение регламента по крою. Женская одежда должна была не сильно отличаться от мужской — вместо платья вводили рубашку, юбку ниже колен без отделки и складок, женские брюки и рабочие комбинезоны.

Летнюю женскую одежду шили из шелка, льна, хлопка и шифона. Легкая струящаяся ткань не сковывала движений и не подчеркивала фигуру. От корсетов отказались сразу после революции, и женские платья имели прямой силуэт. Заниженная талия слегка обозначалась вытачкой или лентой, как на этом лиловом платье из коллекции Музея моды. На платье из шифона и кружева низкая линия талии декорирована имитированным поясом с бантом и пряжкой в форме цветка. На другом платье из шелка оливкового цвета талия обозначена полосками из атласных лент.

Самой популярной женской летней обувью были туфельки или кожаные ботиночки — босоножек тогда еще не было. В коллекции музея есть элегантные туфли из кожи и золотистой парчи на невысоком каблучке-рюмочке.

Нэпманши и платья из салфеток

Не все женщины хотели ходить в униформе. Тем, кто мечтал о штучном товаре, помогла новая экономическая политика, или НЭП, в рамках которой частично вернулось частное предпринимательство. Законодательницами мод стали нэпманши — предпринимательницы и жены предпринимателей, имевшие доступ к зарубежным журналам и копировавшие стиль дам Старого и Нового Света. Помните соревнование Эллочки Людоедки с американской миллионершей Вандербильдихой? Этот сюжет пришел в «12 стульев» Ильфа и Петрова из жизни.

Нэпманши первыми начали носить короткие стрижки боб и каре и отказались от шляп с широкими полями — в них было неудобно садиться в автомобиль. Вместо них в моду вошли шляпки-клош в форме колокольчика, придуманные известной французской модисткой Каролин Ребу. Их обычно делали из фетра, но летом надевали вязанные из смесовых нитей.

Рабочие женщины тоже хотели носить красивую одежду. На помощь им пришла Надежда Ламанова, бывшая модистка императрицы Александры Федоровны. Она создала капсульный гардероб, чтобы девушки могли после работы сходить в театр или кино. А еще Ламанова придумала способ, позволяющий любой женщине сшить модное платье в условиях жесткого дефицита тканей.

В 1925 году в Париже проходила Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Среди отправленных на выставку достижений советских художников была коллекция, созданная Надеждой Ламановой. Перед ней стояла задача передать национальный характер в современных вещах. Художница предложила использовать простые домотканые материалы, добытые в старых сундуках бабушек. Хлопковые и льняные, расшитые узорами салфетки и полотенца стали основой для платьев рубашечного покроя. Павильон СССР стал гвоздем выставки, а коллекция Ламановой произвела настоящий фурор. Ее идея позже ушла в народ — советские женщины стали шить себе такие же платья.

Революционный дух и народные мотивы. Рассматриваем платье легендарной актрисы Алисы Коонен

Спорт и загар

К 1930-м годам в СССР укоренился культ спорта. Теперь он был доступен не только мужчинам, но и женщинам. Раньше занятия спортом могли себе позволить только дамы из высшего общества — и то только теннис, в который они играли в длинных платьях. Теперь же ракетку могла взять в руки любая женщина. Новая мода, решительно укоротившая юбки и рукава, принесла моду на загар — во время игры открытые участки тела приобретали золотистый оттенок. Кстати, первый солнцезащитный крем появился в СССР еще в 1920-х, но популярности не получил — средство на основе парааминобензойной кислоты раздражало кожу и быстро смывалось водой.

Раньше на пляжах девушки сидели под зонтиками в платьях. Теперь в Москве начали появляться бассейны, а с ними пришла мода на купальники. В коллекции музея хранится купальный костюм, датируемый 1930-м годом, типичная для того времени вещь. Слитный черный купальник окантован по вороту и проймам красной лентой, лямки застегиваются на пуговицы. Купальники были не только лаконичного черного, но и других цветов — при этом верхняя часть могла быть украшена узорами. В 1920-е годы девушки купались в более закрытых и неудобных костюмах из нескольких слоев шерсти или хлопка.

Не все девушки тогда умели плавать, поэтому на пляже они обычно играли в мяч, а в воду заходили лишь окунуться. Чтобы не испортить прическу, надевали купальные шапочки из хлопка или завязывали платки, делая пышный бант сбоку. Повязка спортивного типа могла не только защищать волосы при купании, но и служила модным аксессуаром.

В середине 1930-х годов спортивный стиль активно проникал в советскую моду. Плечевая линия становилась шире, отложные воротники — крупнее, талия поднималась выше. В моду вошли накладные карманы и юбки с вертикальными складками.

Наряду с образом женщины-труженицы появился образ благополучной горожанки. Ее волосы были аккуратно подстрижены и уложены, она использовала крем, пудру, помаду и духи. Носили горожанки приталенные жакеты, блузы с бантами и кружевными вставками, юбки до колен и платья сложного кроя. В моду вошел белый цвет. Очень модная по тем временам белая блузка из крепдешина, которая сегодня хранится в музее, могла принадлежать какой-нибудь обеспеченной москвичке. 

Темные очки носили только очень экстравагантные женщины, поскольку это был традиционно мужской аксессуар. Очки массово производили для солдат, чтобы они защищали глаза во время боев. Мужчины носили в основном круглые очки с деревянной или пластиковой оправой, как те, что есть в коллекции музея. Особо шикарной считалась оправа из кости.