Путешествия с Ростехом: Омск

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, Жуковском, Перми, Туле, Лыткарино, Уфе и других городах, а сегодня отправляемся в Омск – крупнейший промышленный, научный и культурный центр Западной Сибири.

Путешествия с Ростехом: Омск
© Ростех

Многоликий город

За свою трехсотлетнюю историю Омск, расположенный на юге Западной Сибири, пережил множество «воплощений». При Петре Первом он был оборонительной крепостью и оплотом продвижения государства вглубь Сибири. Омск начала 19 века – это административный центр региона, откуда ведется управление присоединенными землями. В середине века сюда отправляют ссыльных и каторжан, самым знаменитым из которых стал писатель Федор Достоевский. Ключевым событием для Омска конца 19 столетия стало открытие Транссибирской магистрали, с этого момента растет торговое и промышленное значение города.

В 1918-19 годах Омск сначала был столицей Временного сибирского правительства, затем − столицей Белого движения. В 1930-е на волне индустриализации основой жизни города становится промышленность. В годы Великой Отечественной войны Омск – один из ключевых городов тыла. Сюда перебрасывается около 100 предприятий из европейской части страны. Здесь работают А.Н. Туполев, С.П. Королев, Г.М. Бериев, выпускаются танки, самолеты, мины, оптика и радиоаппаратура. После войны город закрепляет за собой статус индустриального гиганта. В 1950-60-е годы Омск – город нефтяников и одновременно «город-сад», в 1970-80-е – закрытый город, один из важнейших центров оборонно-промышленного комплекса.

Сегодня Омск входит число крупнейших городов России и занимает второе место по число жителей среди городов Сибири. Омск остается важным транспортным узлом, связывающим населенные пункты не только по земле, но и по воде − здесь течет судоходный Иртыш и даже сохранились редкие в России речные пассажирские маршруты. Историческая часть города привлекает туристов архитектурой в стиле барокко и классицизма. Что касается промышленности Омска, то она уникальна по своему многообразию технологий и видам выпускаемой продукции. Едва ли в России найдется другой такой город, дающий стране одновременно танки, радиотехнику для флота, авиационные двигатели, ракеты-носители, космические корабли и многое другое. Большой вклад в промышленный комплекс Омска вносят и предприятия Госкорпорации Ростех.

Омский завод транспортного машиностроения

История «Омсктрансмаша» началась в 1897 году, когда в связи с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали в Омске были организованы мастерские по ремонту подвижного состава, из которых позже вырос паровозоремонтный завод. В 1942 году для выполнения плана по массовому выпуску главного армейского танка Т-34 Наркомат танковой промышленности объединил в Омске три крупных завода: эвакуированные Ленинградский танковый №174, Ворошиловградский паровозостроительный и местный Омский паровозовагоноремонтный завод.

За четыре военных года на объединенном заводе №174 было выпущено почти 7 тысяч Т-34. Каждый десятый танк был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, преимущественно женщины и дети.

ТОС-1А. Фото: Антон Тушин

В послевоенные годы завод продолжил осваивать и выпускать оборонную продукцию. На «Омсктрансмаше» создавались такие танки, как Т-54, Т-55, 55К, 55А, 55АК, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У,80УК и другая военная техника: спецкраны, танковые огнеметы, плавсредства, артиллерийские установки на танковой базе, мостоукладчики. Известен завод и своей гражданской продукцией. Прежде всего это машины для сельскохозяйственной, строительной и нефтедобывающей отраслей, трактора и экскаваторы различного назначения.

Сегодня Омский завод транспортного машиностроения входит в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех. Самой актуальной на данный момент техникой, выходящей с конвейеров «Омсктрансмаша», являются мостоукладчики различных типов, плавающий транспортер ПТС-4, специальная пожарная машина 575А, тяжелая огнеметная система ТОС-1А, а также инновационная разработка завода – рефрижераторные транспортные контейнеры. Кроме того, на предприятии модернизируется уникальный российский танк с газотурбинным двигателем Т-80БК.

Омский НИИ приборостроения

Омский НИИ приборостроения был создан в 1958 году на базе Омского приборостроительного завода им. Н. Г. Козицкого для проведения исследований по созданию радиоприемных устройств (РПУ) нового поколения. В короткие сроки новый институт стал практически головным разработчиком РПУ дальней связи в СССР.

В 1980-е годы в ОНИИП сложились научно-инженерные школы по разработке практически всех составляющих техники ДВ-, СВ-, КВ-радиосвязи. Институт создавал комплексы и центры радиосвязи, в том числе на электронной компонентной базе собственной разработки. В новом тысячелетии омское предприятие приступило к созданию мобильных аппаратных связи и управления, автоматизированных приемных и передающих комплексов. В 2000-е годы расширяется деятельности института в области техники связи и функциональной микроэлектроники на сверхвысоких частотах, начинается проектирование сверхбольших интегральных схем.

Фото: ОНИИП

В 2019 году ОНИИП стал во главе уникального научно-производственного комплекса с полным жизненным циклом, включив в свой состав Омское производственное объединение «Иртыш» и Омский приборостроительный завод имени Н.Г. Козицкого. Предприятие входит в состав холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех. За более чем 60-летнюю историю институт разработал пять поколений специальной техники для радиосвязи: от аналоговой до цифровой. Сегодня Омский НИИ приборостроения разрабатывает и выпускает интегрированные системы связи для нужд торгового и промыслового флотов, аппаратуру связи для ВМФ, морских сил Федеральной пограничной службы России и других ведомств, а также радиолинии «под ключ» на собственном приемном и передающем оборудовании.

Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова

ОМО им. П.И. Баранова – один из старейших производителей авиационных двигателей в стране, единственный на всей территории от Урала до Дальнего Востока. В августе этого года предприятие отметит 105-летие. История его началась в дореволюционном Запорожье, в 1941 году завод эвакуируется в Омск. В годы Великой Отечественной войны здесь выпускают двигатели М-88Б и АШ-82ФН, устанавливаемые на бомбардировщики и истребители. В 1955 году на базе завода формируется ОКБ (будущее ОКБ-29 – ныне филиал ПАО «ОДК-Сатурн» - ОМКБ»), занимающееся разработкой новых силовых установок для авиации. Общими усилиями ОКБ и предприятия создаются и выпускаются газотурбинные двигатели ГТД-3Ф и ГТД-3М для вертолета Ка-25. На базе двигателя ГТД-3 в Омске разрабатывали силовые установки для первых в мире газотурбинных танков. С 1967 года начинается освоение и выпуск реактивных двигателей для самолетов КБ Сухого.

Двигатель ТВ7-117СТ. Фото: Виктор Молодцов

Всего за годы работы на предприятии было освоено и выпущено 25 типов двигателей. Сегодня ОМО им. П.И. Баранова входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. Основным направлением омского предприятия является производство и испытание изделий авиационной тематики. Завод также выполняет гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание двигателей.

ОМО им. П.И. Баранова изготавливает ключевые детали и узлы двигателя ТВ7-117СТ-01. Этот турбовинтовой двигатель предназначен для установки на новый региональный самолет Ил-114-300. Вспомогательный газотурбинный двигатель ВСУ-10-02, который также производят в Омске, снабжает электроэнергией и сжатым воздухом аэробусы Ил-96-300, Ил-96-300ПУ, Ил-96-300ПУ-М,-М1,-М2 и Ил-96-400Т. Кроме того, силами ОМО осуществляется изготовление и ремонт наземных газотурбинных энергетических установок семейства ГТД-20, основным заказчиком которых является «Газпром».