Одежда из киберателье по цене масс-маркета. В России хотят сделать это возможным к 2025 году

В России через четыре года появятся киберателье для удаленного производства одежды, сообщили ТАСС в пресс-службе «Платформы Национальной технологической инициативы».

Одежда из киберателье по цене масс-маркета. В России хотят сделать это возможным к 2025 году
© BFM.RU

Предполагается, что дизайнеры будут выкладывать на онлайн-платформах 3D-модели своих вещей, а пользователь сможет примерить любую из них, загрузив личный аватар со всеми индивидуальными мерками. Модель можно будет доработать по вкусу, после чего ее отправят на пошив на фабрику. А уже готовый, условно, пиджак доставят покупателю беспилотником.

Звучит интересно, но в реальности возникает ряд сложностей, говорят участники рынка. Одна из них — окупаемость. Как анонсируют разработчики кибер-ателье, все вещи будут недорогими — по цене примерно как одежда из масс-маркета. Но вряд ли этого можно добиться именно в формате ателье. Президент компании по пошиву женской одежды Zaykins Анна Смирнова говорит, что у ее предприятия тоже были подобные идеи и вот почему от них решили отказаться:

Анна Смирнова президент компании по пошиву женской одежды Zaykins «Там большие затраты. Если это должно быть доступно по цене, то тогда нужны большие вложения в ткани. Представьте, что вы закупите рулон ткани за 50 тысяч, придет человек и скажет, что хочет заказать, заплатит 2,5 тысячи, а у вас есть аренда, персонал, программное обеспечение, которое требует постоянного обслуживания. Нужно понять математику, как они хотят при таких ценах быстро окупиться. Тогда нужно чтобы во всем мире они были одни единственными на рынке, чтобы достичь колоссального успеха. Либо окупаемость будет лет десять».

В целом же рынок цифровой моды уже достаточно развит, причем как за рубежом, так и в России. Так, в приложении бренда Gucci покупатель может примерить кроссовки, просто направив камеру смартфона на ноги. Ту же технологию для примерки обуви использует российский интернет-магазин Lamoda. С одеждой пока ситуация сложнее — положение тела в пространстве нестабильно, что делает нестабильными и накладываемые текстуры.

Что же касается неподвижного цифрового аватара со всеми параметрами конкретного человека, то такие проекты тоже уже есть. Разработками занимаются в частности стартапы-резиденты Сколково. Так Sizolution разработал алгоритмы, которые создают 3D-модель тела покупателя по фотографии, а искусственный интеллект рекомендует оптимальный размер и демонстрирует посадку вещи на фигуре. А компания Texel производит 3D-сканеры для создания цифровых аватаров.

Сейчас же многие бренды стремятся перейти с бизнес-модели «дизайн-производство-продажа», на новую: дизайн, продажа и только потом производство. То есть технология поможет сначала выпускать диджитал-коллекции, а потом уже их производить. И именно массовое производство — это наиболее эффективное применение таких технологий, чем предлагаемое кибер-ателье, говорит гендиректор Fashion Consulting Group, руководитель исследовательских программ Анна Лебсак-Клейманс.

Анна Лебсак-Клейманс гендиректор Fashion Consulting Group, руководитель исследовательских программ «Скорее такие услуги нужны будут не столько в формате ателье, сколько в формате крупных производств, которые за счет цифровизации смогут еще эффективнее и дешевле производить продукты. Во-первых, потому, что прототипирование, процесс создания лекал может быть удешевлен и упрощен. Во-вторых, можно тестировать виртуальные модели, показывая их в интернете, их изображения, и оценивая реакцию до того, как производитель потратит ресурсы на реальные образцы. Цифровые технологии в ателье, может быть, и будут, но это скорее как игрушка, потому что в ателье реально люди приходят за индивидуальной работой, индивидуальными решениями».

Также, по мнению экспертов, технология поможет решить и проблему перепроизводства, когда оставшиеся вещи производитель вынужден утилизировать, нанося тем самым вред экологии.