Войти в почту

Как начать путь в креативных индустриях

Творчество не равно коммерция? Эта установка существовала долгое время. Но с развитием креативных индустрий все изменилось: теперь создаются коммерчески успешные и в то же время креативные необычные продукты. Так, креативные индустрии становятся драйверами экономического развития. Капитализация творческих индустрий составляет почти $2,3 трлн, а в США создано свыше 30 млн рабочих мест. Специалисты в этих сферах становятся все востребованнее. Однако какими навыками они должны обладать? И как начать путь развития в этой сфере? Поговорили с наставниками образовательного проекта Art Team, которые рассказали о том, кто работает в креативных индустриях и кому в них стоит развиваться.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } .disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }

Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных

Алена Кукушкина

Режиссер рекламных роликов, режиссер музыкального и фэшн-видео, продюсер, куратор режиссерского факультета Академии коммуникаций Wordshop, авторских программ «Сторителлинг для режиссеров фэшн-видео» БВДШ, куратор курсов «Создание рекламного креатива» и «Режиссура клипа» в НИУ ВШЭ, наставник в проекте Art Team

«Культурные индустрии сохраняют, распространяют и создают культурное наследие. Как правило, они взаимодействуют с традиционными видами творчества. Культурные индустрии — это институции, работающие с классической музыкой, литературой, народным искусством, изобразительным искусством. Креативные индустрии — это реклама, дизайн, фэшн, интерактивные развлекательные программы, современная архитектура, СМИ.

Многие индустрии, такие как архитектура, кино, театр, музыка, телевидение и радио, находятся на стыке культурных и креативных индустрий. Четкой границы нет. Скорее можно говорить не о формальных различиях индустрий, а о концептуальных различиях между ними.

В основе любой культуры лежит эксклюзивность. Одна культура заметно отличается от другой. В этом смысл культурного строительства. Создать особую, уникальную культуру. Креативные индустрии — это индустрии инклюзивные. Этот принцип противоположен эксклюзивности.

Креативные индустрии объединяют далекие друг от друга культуры. Само понятие „креативность“ — это умение видеть неочевидные, далекие связи. Креативность — это синергия и трансгрессия. Те, кто работает в культурных индустриях, продолжают культурное строительство, начатое задолго до них. Креатив — это создание ценности на том месте, где раньше была пустота.

Культуру можно уподобить возделыванию сада. Термин „культура“ возник в Античности. И означал он „возделывание“ применительно к сельскому хозяйству. Креатив же можно сравнить с алхимией. Это процесс, при котором объединение нескольких далеких друг от друга вещей дает неожиданный, революционный результат.

Главной особенностью креативных индустрий является способность превращать творчество в высококачественную услугу

Это очень демократичная индустрия. Креатив помогает творчеству преодолеть границы объекта искусства и стать частью повседневной жизни. Это можно сравнить с ситуацией, когда человеку до счастья остается один шаг, но он никак не может его сделать самостоятельно, потому что ему не хватает широты видения, парадоксальности мышления, эрудиции, а также навыков из смежных специальностей. Работники креативных индустрий помогают нам сделать этот шаг. Креаторы видят возможности там, где люди неподготовленные видят только лишь проблемы».

Максим Лозовский

Профессионал и эксперт в сфере создания и запуска цифровых продуктов, стратегического и проектного управления, бизнес-планирования, повышения конкурентоспособности компаний и регионов, проведения масштабных отраслевых аналитических исследований, наставник проекта Art Team

«Устоявшихся определений креативных индустрий нет. Для целей единого понимания и в конечном счете эффективного управления их развитием я предлагаю считать, что креативные отрасли — это сектора экономики, в процессе функционирования которых создаются объекты интеллектуальной собственности или национального несырьевого и непромышленного экспорта. А для формирования перечня креативных индустрий можно пользоваться классификацией ООН.

Главная особенность — в результате деятельности креативных компаний возникает интеллектуальная собственность. Вторая особенность — высокая добавленная стоимость продуктов и сервисов креативных индустрий. Третья — высокая способность к масштабированию, особенно в онлайн-среде. Нельзя не отметить, что именно креативные индустрии в значительной степени подвержены пиратству».

Алексей Никишин

Cовременный фотограф, художник, преподаватель, куратор курса «Фотография для новых медиа» и «Фэшн-видео» БВДШ. Снимает рекламные кампании модным российским маркам, сотрудничает с селебрити

«Есть современная культура, а есть креативные индустрии. И эти вещи почти не связаны, кроме того что креативные индустрии заходят на территорию современной культуры. Креативные индустрии — это отрасль экономики, в которой коммерчески выгодные проекты несут в себе творческую ценность. То есть коммерция встречается с творчеством».

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Кто работает в креативных индустриях

Алена Кукушкина

«Креативные индустрии максимально используют достижения современной науки. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, фэшн-коллекции, ивента и так далее) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций.

Креативные индустрии создают рабочие места не только внутри собственных индустрий, но и в других секторах экономики. В креативных индустриях может быть задействовано множество профессий. Практически все профессии, возникшие во второй половине XX и в XXI веке.

Все эти профессии условно можно разделить на три группы. В первой группе — теоретики, стратеги, креаторы, концептуальные художники. Эти люди заняты аналитической креативной работой. Они изучают возможности, которые открывает перед нами современный мир, и создают прототипы креативных продуктов. То, что затем можно масштабировать индустриально. Любой креативный стартап начинается с труда этих людей. Вторая группа профессий — это продюсеры, промоутеры, популяризаторы. Это люди, который налаживают связи с консервативной частью нашей цивилизации. С жесткими иерархическими системами. Это специалисты, которые работают в В2В и В2G.

Третья группа — это современные ремесленники, которые массово создают креативный продукт: дизайнеры, музыканты, диджитал-художники, специалисты по программному обеспечению и вычислительным системам, фильммейкеры, журналисты.

Особенность креативных индустрий — в том, что один человек может иметь множество компетенций и совмещать работу во всех трех группах. Например, быть концептуальным художником и куратором, продюсером и самостоятельно производить и распространять созданный креативный контент.

Важной особенностью креативных индустрий является то, что создаются новые профессии. Профессии создаются под креативные задачи. Причем обучение часто идет внутри индустрии. Так как в традиционном образовании просто нет специалистов, которые могут обучить этим профессиям. Креативные индустрии похожи на космический корабль, внутри которого происходит технологическая революция. Во время полета корабль совершенствуется и радикально изменяется».

Максим Лозовский

«Как и любой рыночной компании, креативной организации нужны все типы специалистов — от администраторов до создателей новых продуктов. Разные отрасли требуют разных специализированных компетенций: архитекторы, 3D-графики, редакторы и так далее. Одно из главных умений — способность создавать новый контент в любых форматах. Спрос на количество и качество контента драматически растет, поэтому у них всегда будут перспективы».

Алексей Никишин

«В креативных индустриях нужен человек, который смотрит на продукт и делает его современным. Сегодня на рынке таких специалистов практически нет. Для тех, кто занимается креативными проектами, самое важное — это быть в современной культуре. Быть погруженным в нее. Обычно те, кто занимается современными проектами, сами не современны. Из-за этого происходит сбой».

Как начать развиваться в сфере креативных индустрий

Алена Кукушкина

«В России много возможностей получить достойное образование в креативных индустриях. В нашей природе — большое творческое начало и много любви к креативным процессам. Самыми яркими, на мой взгляд, являются институции НИУ ВШЭ, БВШД, Институт «Стрелка», Академия коммуникаций Wordshop, проекты Роскультцентра.

Есть и другие классные институции. Все зависит от индустриальной специализации, которую вы выбираете. Много насыщенных современных программ, дающих возможность получить первое высшее или дополнительное профессиональное образование. Мне очень нравится методический подход, который использует RCA (Royal College of Art) в Лондоне. Их базовые стейтменты: «Learning that lasts a lifetime», «Collaborations & partnerships», «Community Engagement».

Нужно искать комьюнити, в котором активно идут креативные процессы. И стараться стать частью этого творческого объединения. Потому что ты двигаешь комьюнити, а комьюнити продвигает тебя. Важно участвовать в программах и конкурсах, которые инициирует государство. Пример прекрасной программы Роскультцентра — Art Team 2.0. Программа предназначена тем, кто создает свои креативные проекты, хочет повысить свои скиллы в менеджменте, стратегии и коммуникации».

Максим Лозовский

«Возможностей много, не могу порекомендовать конкретный вуз. Я бы сказал, что есть фундаментальные вещи, которые будущему специалисту важно получить в системе образования: знание и владение русским и иностранным языком, техника рисунка, языки программирования, основы музыкальной гармонии и многое другое. И по каждому направлению в России есть сильные школы.

Для старта развития в креативных индустриях могу посоветовать следующее. Начать вести свой блог. Помогать с организацией мероприятий. Освоить новую компьютерную программу. Вариантов масса. Самое правильное — изучать себя, а не конкретную индустрию. И не стоять на месте».

Как будет развиваться сфера креативных индустрий?

Максим Лозовский

«Креативные индустрии — драйверы экономического роста. Просто сравните темпы роста: мировая экономика растет на 2–3% в год, креативные индустрии в мире — на 15–20%. В России: экономика (без учета пандемийного времени) — растет на 1–2% в год, тогда как онлайн-сервисы — 40–50%, книжный рынок — 10–11%, игры — 20–30%.

Креативные индустрии будут расти быстрыми темпами. Крупные традиционные компании будут продолжать консолидировать рынки. Сохранятся риски деформации отраслей со стороны технологических гигантов. Если не принимать системных мер на уровне государства, пиратство будет сдерживать развитие креативных отраслей».

Алексей Никишин

«Культура и бизнес встречаются в одном месте. Как и любая индустрия, эта сфера начнет заходить на соседние территории. Например, сейчас не модно снимать только фотографию. Нужно, чтобы она встретилась с 3D, коллажами, видео. Чистых направлений сейчас уже нет. Можно предположить, что креативные индустрии будут перемешиваться с другими областями. А ваше преимущество как специалиста будет в том, что у вас появится УТП. Только вы сможете делать определенный продукт креативным и коммерческим».

Алена Кукушкина

«Креативные индустрии будут очень активно развиваться, потому что они помогают лучше использовать ресурсы планеты. Креативные индустрии повышают качество жизни и дают шанс на самореализацию большому количеству людей. Креативные индустрии развивают технологии и инвестируют в будущее. Креативные индустрии улучшают наше эмоциональное здоровье, потому что креативность — это борьба с рутиной и монотонностью. Появятся или укрепят свои позиции множество новых профессий: специалисты по нейроинтерфейсам, разработчики умных тканей, операторы умных городов, специалисты по ресайклингу в фэшн-индустрии».