Покупатели старшего возраста вышли в онлайн
По информации Nielsen, за 2020 год количество потребителей услуг интернет-магазинов в возрасте 55+ выросло в 4 раза. Wildberries отмечает двукратный рост клиентов этой возрастной категории, а на Aliexpress доля в возрастном сегменте 55-65 лет также увеличилась вдвое. Подтверждают этот тренд и другие компании. «Да, мы видим тренд на то, что клиенты старше 55 лет начинают активнее пользоваться нашими сервисами. В период 2019-2021 год доля данного сегмента посетителей личного кабинета Boxberry выросла в 2 раза и составила 8% от всей аудитории, доля на сайте — в 1,5 раза. В конце 2020 года компания Boxberry запустила мобильное приложение, и доля сегмента 55+ в приложении в период с декабря 2020 по июль 2021 выросла в 1,5 раза и составила 4% от всей активной аудитории. Среди самых активных экспортных отправителей мы видим не менее 5% людей 55+, которые отправляют большое количество товаров на продажу в США, Европу, Канаду, Израиль и другие страны» — говорит директор Boxberry International Марат Артуганов.
Сейчас люди стремительно уходят в онлайн и категория покупателей 55+ не исключение. Плюс растет общее число онлайн-ретейлеров. “Целевая аудитория пенсионного возраста растет быстрее других категорий. Это происходит из-за пандемии в том числе. Реальность такова, что людям удобнее совершать покупки из дома. — отмечает специалист отдела контроля качества и статистики компании TOPsharing.center Юлия Кушель.
Исследователи Euromonitor отмечают, что хотя доля мирового населения в возрасте старше 60 лет является самой маленькой из всех остальных возрастных групп, темпы роста этой группы самые высокие. С 2005 по 2015 год число таких людей во всем мире увеличилось на 34%, тогда как людей моложе 18 лет — всего на 3%.
“Кроме того, сами ретейлы делаю все, чтобы пригласить как можно больше людей на, так называемые онлайн полки. До пандемии создавались дополнительные скидки. Что касается оффлайн магазинов, покупатели 55+ могли прийти с 9:00 до 12:00 и приобрести товар с 10-процентной скидкой. Но такие магазины становятся менее популярными сейчас. Пенсионеры — люди, которые стараются сэкономить. И в том числе поэтому, их привлекают онлайн покупки” , — говорит Юлия Кушель.
При этом новая группа онлайн-покупателей борется за свою активность — они не собираются стареть и долго остаются молодыми по образу жизни и потребления. И онлайн-покупки для них становятся естественным продолжением их быта, уточняет Григорий Карлышев, аналитик направления «Стратегический маркетинг» в ГК «Институт Тренинга — АРБ Про».
Традиционно принято считать что население 55+ в основном посещает рынки и отдельно стоящие магазинчики, в которых продается отдельная категория товаров. По словам эксперта TOPsharing.center, пенсионерам такая модель торговли привычна и удобна, но с появлением онлайн-полок в этом больше нет необходимости. Востребовательность небольших торговых точек снижается. Онлайн-маркетинг все более индивидуализируется и оказывает влияние на узкие группы, стимулирует покупку нишевых товаров. “В связи с этим у розницы есть два варианта. Первый — поддаться экспансии федеральных сетей и онлайн-продаж. Вторая — перейти на другой уровень продаж. Во втором случае речь идет о привлечении молодежи. А также о развитии торговли в сфере “эко” продуктов. Люди все чаще ЗА здоровый образ жизни. В моде спорт и правильное питание. На фоне этой тенденции развиваются фермерские магазинчики, которые предлагают продукты “с грядок”. Мясо, рыба, колбасы ручной работы более полезны для потребителя, чем продукты из сетевых супермаркетов. И на фоне этого розница переформировываются в направлении здорового питания. Завоевываются новые категории покупателей. Если говорить о точках реализации одежды, они ориентируются на эксклюзив. Если какой-то бренд представлен на площадках e-commerce, то обычный магазин этот бренд покупать не будет. Он его выведут”, — добавляет Юлия Кушель.