Войти в почту

В ХХI веке платки снова входят в моду. Носят их на голове, на плечах и даже на бёдрах с джинсами. Сейчас это модный аксессуар. А до начала XX века платок был неотъемлемой частью женского костюма. Приманка для женихов – Тысячу лет назад женщина выглядела бы странно без головного убора и заслужила бы обидное прозвище «простоволосая», – рассказывает заведующая научно-просветительским отделом музея археологии Ольга Денисова. – Изначально на Руси женщины носили на голове обруз (кусок домотканой ткани в ширину ткацкого станка – 40 см). Он был атрибутом замужней женщины. В Курской области в VIII-IX веках его носили в комплекте с очельем – серебряным держателем. Уже позднее вошли в обиход платки и шали. Один из самых интересных экспонатов – красный платок конца XIX-начала XX века с Барановской мануфактуры. Такой платок, в частности, можно увидеть на картинах Зинаиды Серебряковой. Русские красавицы научились завязывать платки на разный манер, иногда создавая сложные конструкции, чем приводили в восторг будущих мужей. Наши соседи казаки не уставали удивляться соблазнительным формам курянок, которые те создавали с помощью опять-таки платков. Сразу несколько собирались волнами на пояснице, создавая, как бы теперь сказали, эффект push-up. В экспозиции выставки – национальный костюм, который носила жительница Беловского района. – Он сохранился у нашей сотрудницы, передавался от матери к дочери, – рассказывает Ольга Денисова. – Надевали такой костюм по праздникам. Плиссировка на юбке создавалась вручную и, чтобы не расходилась, перекладывалась горячим хлебом, а хранился наряд в домотканом чехле. Костюму около 150 лет. Удивляет название ярко-оранжевого платка – «ревун». Девушка надевала его на свадьбу. В этот день полагалось оплакивать девичество, приговаривая «девичью красоту снимаю, бабью сухоту надеваю», только после этого невеста считалась готовой вступить в новый этап своей жизни. – Узоры на платках печатали вручную, с помощью вот таких деревянных приспособлений, – показала нам фигурные оттиски в форме цветов Ольга Денисова. – В Курской губернии были популярны цветочные мотивы, «огурец», перо жар-птицы, бобы. Закон правды Представленные на выставке платков экспонаты взяты из частной коллекции Людмилы Немцевой, методиста по краеведению Дома детского творчества города Курчатова, педагога по курской этнографии. – В конце девяностых мы открыли этнографический музей, – рассказывает она. – В нём представлены большие коллекции курского аутентичного костюма, курских ковров, бытовой вышивки, кожлянской игрушки, дроняевской посуды – в основных фондах более трёх тысяч предметов музейного значения. С начала 90-х, когда были снесены десятки сёл и деревень, когда огромная часть культурного наследия Курского Посемья находилась на стадии исчезновения, была необходима срочная фиксация знаний об уходящей старине. Поэтому мы тщательно изучили и записали знания, которыми владели старики. Коллекция платков и шалей сложилась в процессе изучения курского крестьянского костюма. Сейчас в музее хранятся около 60 шалей и около 30 платков. Лучше представить, как одевались наши предки, помогли этнографические экспедиции. Любовь Немцова с коллегами объехали половину Курской области. Исследователи изучили традиционную культуру однодворцев Суджанского и Обоянского уездов, Курского Посемья (по Тускари, по Свапе, по Сейму), нашли очень много интересного в культуре курских саянов, начали изучать культуру переселенцев и переведенцев с севера и северо-востока края. Здесь что ни деревня, то своя собственная культура! Самыми интересными и запоминающимися были первые поездки 1997-98 годов в сёла Плёхово и Саморядово, когда мы набирались экспедиционного опыта. – Подарком судьбы стали экспедиции в Старый Бузец, Березовец и Становое, откуда мы привезли ценнейшие материалы о костюме, – рассказывает исследовательница. – Навсегда памятными останутся многодневные экспедиции в Кожлю к Ольге Ивановне Дериглазовой и Валентине Венедиктовне Ковкиной — они нас не только учили игрушке, но с их слов можно восстановить историю самого игрушечного промысла. Любовь Немцова не коллекционирует платки целенаправленно, а приобретает их в качестве элемента костюма. – Платки к середине XIX века стали частью традиционной русской одежды, – замечает она. – Существуют платки, которые носили только локально. Например, в Плёхово, – маленькие шерстяные с вышивкой в тон. Их нельзя отделить от комплекса, иначе нарушится самый главный закон этнографа – закон правды. А в повседневной жизни я и сама ношу платки. Но только как яркое дополнение к одежде. Вероника ТУТЕНКО Фото автора