Глава Роскультцентра: только развивая креативность мы сможем конкурировать с машинами

Фокус на значимость каждого человека — с таким посылом организаторы "Российской креативной недели" готовятся встретить участников форума, который пройдет в Парке Горького с 26 по 29 августа во второй раз. Масштабное мероприятие объединит представителей разных творческих направлений — кино, дизайн, архитектура, искусство, журналистика — со всей страны. Вместе они будут обсуждать новые пути развития креативного будущего России и создавать их. В интервью ТАСС директор фест-форума "Российская креативная неделя", глава Роскультцентра Марина Абрамова рассказала о том, как креативные индустрии помогают создать комфортную для жизни среду, какая поддержка нужна этому сектору в России и почему сейчас — лучшее время для реализации талантов и потенциала россиян.

Глава Роскультцентра: только развивая креативность мы сможем конкурировать с машинами
© ТАСС

— Сегодня много говорят о креативной экономике и креативном обществе. Могли бы вы рассказать нашим читателям о том, что это за сфера? Кем создается и что именно входит в эти понятия?

— Начнем с теории. Формирование креативного общества в России возможно, если люди, ориентированные на творческое и интеллектуальное развитие, смогут реализовывать свои амбиции. Мы говорим в большей степени об индивидуальном продукте, при котором энергия человека направлена на инновации и собственное творчество, на такое постоянное улучшательство, если хотите. Вспоминается персонаж Хоботова из "Покровских ворот": "Я мог бы быть, не знаю… Достоевским, Шопенгауэром. Я бы мог писать, но вместо этого я стал каким-то сундуком…". Все люди уникальны, практически в каждом заложен потенциал. И от творческой реализации зависит ощущение удовлетворенностью жизнью в своем городе, в своей стране.

Мы ощущаем себя более счастливыми, если мы интеллектуально и творчески реализованы. Деньги такого эмоционального заряда не приносят. Особенно хорошо это становится заметно сейчас, когда мы плотно приблизились к новому типу экономики, при котором основным ресурсом становится личность, интеллект и творчество. К сожалению, многие привыкли оценивать креативность как дар избранных. Как следствие, не рискуют сделать свой проект, свою разработку, начать свой бизнес, перевести свое хобби в оплачиваемую работу, хотя глобальный рынок открыт, особенно в креативном сегменте. А это означает, что некоторые люди даже не пытаются пройти сквозь барьеры на пути своего роста — это то, что нужно менять в массовом мышлении. Развитие креативности и, как следствие, креативных индустрий — это уже не факультатив, а обязательная программа для конкурентоспособности каждого человека, компании, региона и страны в целом. Это единственное направление, в котором человек может конкурировать с машинами и остаться востребованным в будущем.

— Какой момент стал поворотным в России для индустрии? Почему об этом не говорили так много три-пять лет назад?

— После периода, когда на первом месте находилась сырьевая экономика, пришло время раскрытия и монетизации гуманитарного потенциала. В мире, где самые успешные компании, такие как Facebook и Amazon, относятся к креативным индустриям, важно развивать и создавать добавленную стоимость за счет инноваций, созданных креативным классом. Благодаря фокусу, в который сейчас попала креативная экономика со стороны государственной власти, общественных институтов, востребованности всех ее сегментов, сегодня — лучшее время для реализации талантов и потенциала россиян.

На государственном уровне развитие креативной экономики пока системно не сформировано, мы видим пока инициативы и некий вектор от органов власти и от администрации Президента. На фоне обострения проблем социальных и экономических, вызванных в том числе пандемией коронавируса, без прямого участия государства пока не обойтись, но это взаимовыгодное сотрудничество власти и креативщиков. Сейчас на креативные индустрии активно опираются городские экономики всех мегаполисов, так как их развитие компенсирует многие социальные проблемы. По этому пути идут Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Барселона и другие крупные города. Мы говорим об устоявшемся тренде во всем мире, а значит, пора задуматься о том, чтобы этот сектор экономики получил законодательную поддержку и в России.

Министерство культуры разработало концепцию развития креативных индустрий, но Министерство экономического развития и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций пока не вышли с системной позицией, а без них развивать этот сектор нереально. Пока мы видим точечную поддержку бизнеса на уровне государства, активность администрации Президента и управления Сергея Новикова. Чего только стоит созданный меньше чем за полгода Президентский фонд культурных инициатив, который поддержит креативные команды, ООО, ИП и другие на 3,5 млрд рублей.

— Какое место занимает Россия среди мировой креативной экономики?

— Российские представители креативных индустрий известны во всем мире. IT-специалисты с дипломами российских вузов работают в компаниях — лидерах отрасли, таких как Google, Facebook, Apple. Наши дирижеры, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Теодор Курентзис, выступают со своими оркестрами на самых прославленных сценах мира. Фильмы российских режиссеров отмечаются международными кинофестивалями. У России громадный и часто нереализованный потенциал в сфере IT, компьютерной графики, кино и многих других отраслях. Теперь, когда общими усилиями представителей разных креативных индустрий и власти создается законодательная база для работы и развития, можно быть уверенными, что доля креативной экономики в ВВП страны существенно увеличится. И на мировой арене вскоре можно ожидать новых коллабораций и проектов, в которых будут участвовать представители России и других стран. Ведь креативная экономика — это не про границы, а про свободу, открытость и творчество.

— Давайте поговорим об объемах креативных индустрий в разрезе бизнеса. Насколько успешным можно стать в данной сфере? Факторы влияния на монетизацию?

— Доля креативных индустрий во всем мире превышает уже $2 трлн — и это далеко не предел. Каждый год капитализация этой сферы динамично растет, вовлекая в свое развитие потенциал и ресурсы самых разных видов бизнеса и экспертов. На монетизацию креативных индустрий будет влиять то, насколько хорошо будет защищено в стране авторское право. Каждый творец должен получить уверенность в том, что его патент получит защиту, а работа — условия для развития.

Важно структурировать креативные индустрии, создать их рубрикатор для профильных ведомств, государственных и финансовых структур. Именно этот вопрос будет обсуждаться на Госсовете в первый день работы "Российской креативной недели" — у России будет свой перечень креативных индустрий. Также будут затронуты вопросы налоговых льгот, принятия законодательных актов для выделения субсидий и адресной поддержки креативным отраслям.

Во многих странах создаются специализированные организации с мощной государственной поддержкой для развития креативного сектора экономики, Россия также не остается в стороне, а следует общемировым трендам.

В Южной Корее в 2009-2017 годах над развитием креативных индустрий работало агентство КОССА, благодаря которому их вклад в экономику страны превысил $10 млрд. В Германии поддержкой креативных индустрий занимается Федеральный центр компетенций в сфере культуры и творческих индустрий. Только спецфонд этой организации для поддержки культурных мероприятий в этом году составляет €2,5 млрд. А в США компания Americans for the Arts объявляет о стипендиях, которые будет вручать выдающимся художникам. В России Фонд культурных инициатив, созданный после первой "Российской креативной недели", активно работает с творческими командами из разных регионов страны.

— Как влияют креативные индустрии в целом на общество в разрезе культуры и социальной политики?

​​— Помимо экономической составляющей, креативные индустрии сегодня влияют на все сферы жизни общества и каждого человека в частности. В Японии появилось понятие индекс креативности, который учитывает количество специалистов интеллектуальных отраслей в каждом проекте. Чем их больше, тем успешнее проект.

Благодаря креативным индустриям появляется среда, благоприятная и комфортная для жизни, работы, творчества и развития. Урбанисты разрабатывают удобные и безопасные города, в которых каждая деталь работает для жителей. Специалисты в сфере IT предлагают удобные приложения, интуитивно понятный интерфейс для гаджетов, без которых, конечно же, невозможно сегодня представить нашу жизнь. Получается, что на каждом шагу мы встречаемся с продуктами креативных индустрий, осознаем мы это или нет.

— Какое место занимает "Российская креативная неделя" в официальном календаре событий?

— "Российская креативная неделя" стала официальным мероприятием Года креативной экономики, объявленного на 74-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. По масштабу и количеству мероприятий "Российская креативная неделя" является крупнейшим мероприятием в сфере креативных индустрий. В прошлом году мероприятия посетили более 300 тыс. участников и более 10 млн зрителей следили за событиями онлайн. Нам есть, что сказать и предложить мировому сообществу в сфере креативной экономики и мы рады, что наша работа привлекает внимание.

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях фестиваля этого года.

— Во-первых, мы создаем уникальное пространство вместе с архитектором Петром Толпиным. Уверена, что это сыграет свою роль для работы всех участников. Гуляя от шатра к шатру можно будет послушать лекции, принять участие в открытых дискуссиях, освоить новые навыки на мастер-классах. В этом году в "Российской креативной неделе" примут участие более 700 спикеров и это будет по-настоящему полифоничный разговор об актуальных вопросах, которые решают креативные индустрии. Кроме того, будет озвучен интересный зарубежный опыт, в дискуссиях примут участие более 40 иностранных спикеров. Познакомиться с программой фест-форума можно на сайте creativityweek.ru.

Уверена, каждый гость найдет интересные для себя мероприятия и погрузится в атмосферу творчества и инноваций. Мы ждем и представителей бизнеса и власти на деловую программу, и представителей всех профессий и возрастов на мероприятия основной программы.

Беседовала Александра Урусова