Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Глава Роскультцентра: только развивая креативность мы сможем конкурировать с машинами

Фокус на значимость каждого человека — с таким посылом организаторы "Российской креативной недели" готовятся встретить участников форума, который пройдет в Парке Горького с 26 по 29 августа во второй раз. Масштабное мероприятие объединит представителей разных творческих направлений — кино, дизайн, архитектура, искусство, журналистика — со всей страны. Вместе они будут обсуждать новые пути развития креативного будущего России и создавать их. В интервью директор фест-форума "Российская креативная неделя", глава Роскультцентра рассказала о том, как креативные индустрии помогают создать комфортную для жизни среду, какая поддержка нужна этому сектору в России и почему сейчас — лучшее время для реализации талантов и потенциала россиян.

Глава Роскультцентра: только развивая креативность мы сможем конкурировать с машинами
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

— Сегодня много говорят о креативной экономике и креативном обществе. Могли бы вы рассказать нашим читателям о том, что это за сфера? Кем создается и что именно входит в эти понятия?

— Начнем с теории. Формирование креативного общества в России возможно, если люди, ориентированные на творческое и интеллектуальное развитие, смогут реализовывать свои амбиции. Мы говорим в большей степени об индивидуальном продукте, при котором энергия человека направлена на инновации и собственное творчество, на такое постоянное улучшательство, если хотите. Вспоминается персонаж Хоботова из "Покровских ворот": "Я мог бы быть, не знаю… Достоевским, Шопенгауэром. Я бы мог писать, но вместо этого я стал каким-то сундуком…". Все люди уникальны, практически в каждом заложен потенциал. И от творческой реализации зависит ощущение удовлетворенностью жизнью в своем городе, в своей стране.

Мы ощущаем себя более счастливыми, если мы интеллектуально и творчески реализованы. Деньги такого эмоционального заряда не приносят. Особенно хорошо это становится заметно сейчас, когда мы плотно приблизились к новому типу экономики, при котором основным ресурсом становится личность, интеллект и творчество. К сожалению, многие привыкли оценивать креативность как дар избранных. Как следствие, не рискуют сделать свой проект, свою разработку, начать свой бизнес, перевести свое хобби в оплачиваемую работу, хотя глобальный рынок открыт, особенно в креативном сегменте. А это означает, что некоторые люди даже не пытаются пройти сквозь барьеры на пути своего роста — это то, что нужно менять в массовом мышлении. Развитие креативности и, как следствие, креативных индустрий — это уже не факультатив, а обязательная программа для конкурентоспособности каждого человека, компании, региона и страны в целом. Это единственное направление, в котором человек может конкурировать с машинами и остаться востребованным в будущем.

— Какой момент стал поворотным в России для индустрии? Почему об этом не говорили так много три-пять лет назад?

— После периода, когда на первом месте находилась сырьевая экономика, пришло время раскрытия и монетизации гуманитарного потенциала. В мире, где самые успешные компании, такие как Facebook и , относятся к креативным индустриям, важно развивать и создавать добавленную стоимость за счет инноваций, созданных креативным классом. Благодаря фокусу, в который сейчас попала креативная экономика со стороны государственной власти, общественных институтов, востребованности всех ее сегментов, сегодня — лучшее время для реализации талантов и потенциала россиян.

На государственном уровне развитие креативной экономики пока системно не сформировано, мы видим пока инициативы и некий вектор от органов власти и от . На фоне обострения проблем социальных и экономических, вызванных в том числе пандемией коронавируса, без прямого участия государства пока не обойтись, но это взаимовыгодное сотрудничество власти и креативщиков. Сейчас на креативные индустрии активно опираются городские экономики всех мегаполисов, так как их развитие компенсирует многие социальные проблемы. По этому пути идут Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Барселона и другие крупные города. Мы говорим об устоявшемся тренде во всем мире, а значит, пора задуматься о том, чтобы этот сектор экономики получил законодательную поддержку и в России.

разработало концепцию развития креативных индустрий, но и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций пока не вышли с системной позицией, а без них развивать этот сектор нереально. Пока мы видим точечную поддержку бизнеса на уровне государства, активность администрации Президента и управления . Чего только стоит созданный меньше чем за полгода Президентский фонд культурных инициатив, который поддержит креативные команды, ООО, ИП и другие на 3,5 млрд рублей.

— Какое место занимает Россия среди мировой креативной экономики?

— Российские представители креативных индустрий известны во всем мире. IT-специалисты с дипломами российских вузов работают в компаниях — лидерах отрасли, таких как , Facebook, . Наши дирижеры, , , , , выступают со своими оркестрами на самых прославленных сценах мира. Фильмы российских режиссеров отмечаются международными кинофестивалями. У России громадный и часто нереализованный потенциал в сфере IT, компьютерной графики, кино и многих других отраслях. Теперь, когда общими усилиями представителей разных креативных индустрий и власти создается законодательная база для работы и развития, можно быть уверенными, что доля креативной экономики в ВВП страны существенно увеличится. И на мировой арене вскоре можно ожидать новых коллабораций и проектов, в которых будут участвовать представители России и других стран. Ведь креативная экономика — это не про границы, а про свободу, открытость и творчество.

— Давайте поговорим об объемах креативных индустрий в разрезе бизнеса. Насколько успешным можно стать в данной сфере? Факторы влияния на монетизацию?

— Доля креативных индустрий во всем мире превышает уже $2 трлн — и это далеко не предел. Каждый год капитализация этой сферы динамично растет, вовлекая в свое развитие потенциал и ресурсы самых разных видов бизнеса и экспертов. На монетизацию креативных индустрий будет влиять то, насколько хорошо будет защищено в стране авторское право. Каждый творец должен получить уверенность в том, что его патент получит защиту, а работа — условия для развития.

Важно структурировать креативные индустрии, создать их рубрикатор для профильных ведомств, государственных и финансовых структур. Именно этот вопрос будет обсуждаться на Госсовете в первый день работы "Российской креативной недели" — у России будет свой перечень креативных индустрий. Также будут затронуты вопросы налоговых льгот, принятия законодательных актов для выделения субсидий и адресной поддержки креативным отраслям.

Во многих странах создаются специализированные организации с мощной государственной поддержкой для развития креативного сектора экономики, Россия также не остается в стороне, а следует общемировым трендам.

В Южной Корее в 2009-2017 годах над развитием креативных индустрий работало агентство КОССА, благодаря которому их вклад в экономику страны превысил $10 млрд. В Германии поддержкой креативных индустрий занимается Федеральный центр компетенций в сфере культуры и творческих индустрий. Только спецфонд этой организации для поддержки культурных мероприятий в этом году составляет €2,5 млрд. А в США компания Americans for the Arts объявляет о стипендиях, которые будет вручать выдающимся художникам. В России Фонд культурных инициатив, созданный после первой "Российской креативной недели", активно работает с творческими командами из разных регионов страны.

— Как влияют креативные индустрии в целом на общество в разрезе культуры и социальной политики?

— Помимо экономической составляющей, креативные индустрии сегодня влияют на все сферы жизни общества и каждого человека в частности. В Японии появилось понятие индекс креативности, который учитывает количество специалистов интеллектуальных отраслей в каждом проекте. Чем их больше, тем успешнее проект.

Благодаря креативным индустриям появляется среда, благоприятная и комфортная для жизни, работы, творчества и развития. Урбанисты разрабатывают удобные и безопасные города, в которых каждая деталь работает для жителей. Специалисты в сфере IT предлагают удобные приложения, интуитивно понятный интерфейс для гаджетов, без которых, конечно же, невозможно сегодня представить нашу жизнь. Получается, что на каждом шагу мы встречаемся с продуктами креативных индустрий, осознаем мы это или нет.

— Какое место занимает "Российская креативная неделя" в официальном календаре событий?

— "Российская креативная неделя" стала официальным мероприятием Года креативной экономики, объявленного на 74-й сессии . По масштабу и количеству мероприятий "Российская креативная неделя" является крупнейшим мероприятием в сфере креативных индустрий. В прошлом году мероприятия посетили более 300 тыс. участников и более 10 млн зрителей следили за событиями онлайн. Нам есть, что сказать и предложить мировому сообществу в сфере креативной экономики и мы рады, что наша работа привлекает внимание.

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях фестиваля этого года.

— Во-первых, мы создаем уникальное пространство вместе с архитектором Петром Толпиным. Уверена, что это сыграет свою роль для работы всех участников. Гуляя от шатра к шатру можно будет послушать лекции, принять участие в открытых дискуссиях, освоить новые навыки на мастер-классах. В этом году в "Российской креативной неделе" примут участие более 700 спикеров и это будет по-настоящему полифоничный разговор об актуальных вопросах, которые решают креативные индустрии. Кроме того, будет озвучен интересный зарубежный опыт, в дискуссиях примут участие более 40 иностранных спикеров. Познакомиться с программой фест-форума можно на сайте creativityweek.ru.

Уверена, каждый гость найдет интересные для себя мероприятия и погрузится в атмосферу творчества и инноваций. Мы ждем и представителей бизнеса и власти на деловую программу, и представителей всех профессий и возрастов на мероприятия основной программы.

Беседовала Александра Урусова