SALE, Ликвидация, Все от 99₽: как бренды заработали миллионы на дешевой рекламе

Каждый день компании: маленькие и побольше — стремятся найти новый способ завоевать долю рынка, расширяя ассортимент, вводя программы лояльности, пересматривая свою маркетинговую компанию. Расходы на улучшения имиджа бренда порой достигают миллиардов долларов.

SALE, Ликвидация, Все от 99₽: как бренды заработали миллионы на дешевой рекламе
© Слово и Дело

Но есть марки, которые скряжничают даже пять образцовых процента от оборота (именно такую цифру чаще всего рекомендуют маркетологи Запада) для проведения рекламной кампании. О них мы чаще всего осведомлены, как о местах где можно купить пять антикризисных белых рубашек школьнику, набор трусов «Неделька» и спортивную форму на первое и, скорее всего, последнее занятие по бачате.

Конечно, речь идет о масс-маркете, который условно можно разграничить на тот, который позиционирует себя как «доступный» и тот, который определяет свой продукт как «дешевый». Разница между ними заключена не столько в материальном, сколько в маркетинговой тактике.

Преодолевающие, так называемое дешевое восприятие, бренды стремятся продать не цену продукта, а его качество, нестандартность, трендовость, сезонность. Такие компании своей визуальной айдентикой, наружной рекламой, контентом в соцсетях смещают акцент потребителя в сторону противоположную от низкой цены и цены, вообще. Подобной стратегии, к примеру, придерживаются бренды Inditex Group (Zara, Pull & Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho) и Melon Fashion Group (Zarina, Love Republic, befree).

Другие – выстраивают свою коммуникативную политику вокруг смыслового ядра «задаром». Как считают маркетологи, такие бренды по умолчанию маркируются в потребительском сознании как не повышающие чувство собственного достоинства клиента, а значит не побуждающие к покупке. Но как тогда объяснить корреляцию между упоминанием «супер-цены» в каждом рекламном ролике Gloria Jeans и выручкой в 60 млрд рублей? И почему некоторые бренды, обладающие достаточным рекламным бюджетом, не стремятся повысить качество своего продвижения?

Демпинг рекламы

Для брендов сегмента эконом, стандарт или стандарт+ важно иметь понятный имидж продукта, когда покупателю обещают решить какую-то проблему – например, за минимальное количество денег приобрести максимальное количество позиций качественных и модных товаров. Такой подход подходит всем маркам вне зависимости от целевой аудитории, но вместе с тем его использование обрекает компанию на участие в огромной конкуренции.

В этом смысле, использование несколько дефектной рекламы позволяют ритейлерам добиться узнаваемости в сегменте масс-маркета. При этом нарочитая малобюджетность не отталкивает клиентов, а становится атрибутом нишевости, подразумевающей конкретную целевую аудиторию.

«Важно понимать, что Gloria Jeans, ТВОЕ, SELA и другие подобные бренды относятся к сходной ценовой сегментации. У них есть уже сформированная целевая аудитория, и они комфортно себя чувствуют в своей нише. На основе своего личного опыта работы с брендом обуви эконом-класса могу сказать, что в их случае аудитория уже насмотренная и идёт в магазин исключительно под воздействием рекламы «70+20= 90% SALE», «Ликвидация», «Все от 999₽» и так далее», - рассказала редакции SMM-специалист Анна Румянцева.

Ядро целевой аудитории таких марок обширнее, чем может показаться. Так еще год назад аналитики «Ромира» спрогнозировали увеличение доли россиян, отдающих предпочтение недорогим брендам, до 38%. Если совместить эту цифру с актуальной пирамидой доходов, из которой вполне обоснованно можно исключить процент людей со среднедушевыми менее 7 тысяч рублей, то получится, что дешевый продукт привлекает потребителей с прибылью до 45 тысяч – а это львиная ЦА масс-маркета.

Заинтересованность в брендах, транслирующих дешевизну, при этом связана не только с возможностью сэкономить, но и с требованиями социальной действительности к бережливости, к простоте и комфорту во внешнем виде. Но самое главное – с трендом на естественность, который можно прочувствовать в выборе моделей, локации, способе рекламы.

Естественной или нативной рекламой отчасти можно назвать баннеры и видео на ТВ, в которых с помощью сниженного качества изображений и не особо креативной режиссерской задумки показана натуральность жизни, лишенная дорогого постпродакшна.

Формат «girl next door»

Говоря о нативной рекламе, конечно, правильнее подразумевать простой для считывания видео- и фото-контент в социальных сетях, которые требуют от компаний интересных и быстро обновляющихся рекламных продуктов: таргета, коллабораций с блогерами, кросс-маркетинговых конкурсов, коротких роликов в Tik Tok, Reels, Stories, YouTube Shorts.

«Бренды не только эконом, стандарт, но и премиум сегмента нарочито делают рекламу испорченной. Иногда этого добиваются за счет ретуши и постпродакшна: добавляют шумы, размазывают изображения. Например, такие пограничные с премиум сегментом российские марки, как 12 STOREEZ, KRUZHO снимают свой контент на телефон, размещают его как основной продукт на своем сайте и в соцсетях. Что касается клишированных тик-токов с обувью, сумками, одеждой, то их сначала подхватывают молодые бренды, а потом закоренелые, в которых работают большие PR-службы. Так на платформе Tik Tok уже занимаются своим продвижением Zarina и befree», — объяснила Анна Румянцева.

Нативная реклама, выполненная в соответствии с канонами естественности, быстро доходит до конечного покупателя и воспринимается им лояльно, как обычный пользовательский контент. Кроме того, она откликается в подсознании потребителя как что-то честное и искреннее, блокирует комплекс «это не для меня».

«Вне зависимости от того, какая целевая аудитория, современный покупатель хочет видеть моделей разных форм, без ретуши кожи и идеальной глянцевой картинки (пример: ASOS, Dove, Gucci, Adidas). Он стремится показать, как просто и естественно сидит одежда на человеке. За последний год, я следила за соцсетями магазина ТВОЕ. Они все ведутся так, будто девчонка из соседнего подъезда только что сделала фото и видео на телефон и любительски обработала. Вместе с этим ТВОЕ будто тянется к таким брендам, как Pull & Bear, Bershka: участвуют в коллаборациях, делают принты по мотивам известных фильмов и сериалов», — дополнила Анна Румянцева, специалист в сфере SMM.

Так или иначе, только анализ ценовой политики и заинтересованной аудитории позволит понять бренд какого класса сейчас нам представлен, потому что по своей маркетинговой стратегии они будут отличаться незначительно. Практически все марки масс-маркета и даже сегмента люкс начали использовать соцсети и технологические приспособы для создания рекламы, претендующей на максимальную естественность. От подиумного лоска и глянцевой картинки известные бренды отказываются по разным причинам: одни — в целях экономии, другие — исходя из стратегии.

В случае с очень дешевыми марками, можно также говорить об их следовании моде на натуральность, правда, которую теперь очень трудно разграничить с намеренным созданием рекламы, пропагандирующей цены низкие и смешные.