История курского края неразрывно связана с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы: в 1618 году икона, находившаяся в Знаменском монастыре Курска, впервые была перенесена в Коренную пустынь. Произошло это по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы – так более 400 лет назад было положено начало крестным ходам. Крестный ход – как это было Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной иконой состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по указу царя Михаила Фёдоровича. С 1618 по 1726 год икона оставалась в Коренной пустыни три дня после перенесения её туда, с 1726 по 1765 год – уже целую неделю. Но в 1767 году по указу Святейшего Синода крестный ход был прекращён. Его возобновили в 1792 году благодаря ходатайству купечества. При этом икона стала пребывать в Коренной пустыни две недели. В 1806 году указом Синода от 15 января и с согласия императора Александра I предписывалось, чтобы икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с девятой пятницы по Пасхе по 12 сентября. Этот срок пребывания иконы в Коренном монастыре стал постоянным. С течением времени выработался определённый порядок проведения крестного хода. Как пишет курский историк , впервые указание о том, как его проводить, было дано указом Белгородской консистории в 1791 году: «Архимандрит Курского монастыря по древнему обыкновению должен с братиею и всеми священнослужителями градскими при пении и звоне провожать из монастыря до Московских ворот, а оттуда назначаются Курского же монастыря три иеромонаха, которые должны быть в оба пути ходу и на месте и в Коренной пустыни иметь прилежное смотрение о целости оной. По принесении же святой иконы к Коренной пустыни строитель оной должен со всею братиею встретить и с пением препровождать в самую большую церковь. По окончании же ярмарки должен он же, строитель, с подобающим пением провожать икону до назначенного места и отпустить с теми же тремя иеромонахами, а как св. икона на возвратном пути ночует в Ямской слободе, то архимандрит Курского монастыря с братиею и со всем священством при полном звоне должен встретить у Московских ворот и идти прямо в монастырь, поя молебен Пресвятой Богородице». От болезней и войны В 1767 году, в девятую пятницу по Пасхе, шёл крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. Сын Агафии Фотиевны, девятилетний Прохор (в будущем – преподобный Серафим Саровский), был в то время болен, и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление. Когда ход оказался в их дворе, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе, после чего он стал быстро поправляться. Так Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. Это был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России. На протяжении трёх сотен лет ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» с крестным ходом торжественно переносилась из курского Знаменского собора на место её явления в Коренную пустынь, где оставалась до сентября, а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Установленный порядок прервался в 1919 году, когда икона отбыла за границу. Утром 31 октября сопровождаемая 13 иноками чудотворная икона покинула Знаменский собор. После 25-летнего пребывания в Сербии, в 1944 году, курская святыня была переправлена в Мюнхен, а затем в США, где и находится в одном из храмов Русской православной зарубежной церкви в Нью-Йорке. До недавнего времени считалось, что древняя традиция проведения крестных ходов с иконой «Знамение» Курской Коренной была забыта на 70 лет и возродилась лишь в 1990 году. Однако архивные сведения говорят о другом: все эти годы куряне продолжали верить в чудотворную силу иконы и шли в крестный ход, несмотря на все запреты. Особенно многочисленными ходы стали во время Великой Отечественной войны. В архивах сохранился отчёт уполномоченного по делам религий за 1944 год, где он рассказывает о шествии людей к святому источнику, называя его колодцем… В 70-80-е годы традиция крестных ходов почти угасла и вновь возродилась в 90-е годы прошлого века во многом благодаря усилиям ныне покойного владыки Иувеналия (Тарасова). Он же стал инициатором объединения крестного хода и Дня города: «Я несколько раз предлагал городским властям праздник города Курска проводить 25 сентября, когда икона Богородицы возвращается крестным ходом из Коренной пустыни в Знаменский собор, – говорил Иувеналий в интервью в 1994 году. – Во все века город, празднуя и ликуя, встречал чудотворную. И сегодня у этого праздника должен быть глубокий духовный смысл и связь с историей, а не одни развлечения и танцы. Благодаря иконе Богородицы Курск возродился и существует до сих пор, потому что Божья Матерь непрестанно молится обо всех нас. Будем же и мы благодарны и преданы святоотеческим традициям своего народа». Возвращение в родные места А в 2009 году произошло настоящее чудо: впервые за почти 90 лет курская икона вернулась в родные места. Епископ Манхэттенский Николай (Ольховский), хранитель Курской Коренной иконы Божией Матери – Одигитрии русского зарубежья, в интервью журналу «Правмир» (2019 год) так рассказывал об этих событиях. «Я бы хотел начать с другого исторического события – воссоединения в мае 2007 года. После торжеств и богослужений по этому поводу в Москве первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Лавр с небольшой делегацией отправился в Курск, а затем в Киев. В Курске мы посетили Коренную пустынь, которая находится на месте закрытого и разрушенного большевиками монастыря. Монашеская жизнь там стала возобновляться в 1990-е годы. Во время поездки местное духовенство и верующие спрашивали нас о возможности приезда курской иконы. Помню, владыка Лавр тогда очень ясно сказал, что это наверняка произойдёт, когда будет восстановлен главный храм. И вот через два года был построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был освящён патриархом Кириллом и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом (Капралом) в присутствии курской иконы. В этой первой за десятилетия поездке в Россию нашу Одигитрию сопровождали 30-35 человек, в том числе и я. Нас охватывало удивительное чувство радости и трепета». С тех пор чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная не раз бывала на курской земле. Последний раз это случилось в сентябре 2019 года. В Курской митрополии постоянно находится список чудотворной иконы. Программа мероприятий на 25 сентября В этом году в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией традиционный крестный ход пройдёт с ограничениями. Святыню после богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни перевезут на автомобиле в Знаменский собор Курска. Здесь также будет совершён торжественный молебен. Местечко Свобода Золотухинского района 09:00 – 11:00. Митрополит Курский и с духовенством Курской епархии проведёт литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы. 11:00 – 11:15. Состоится молебен перед иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной об избавлении города и страны от эпидемии. 11:30 – 13:45. Переезд митрополита Курского и Рыльского Германа в сопровождении священнослужителей епархии с иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной из Коренной пустыни в Знаменский собор Курска в сопровождении экипажа . Город Курск 14:00 – 14:20. Состоится молебен перед иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной в Знаменском соборе Курска. Подготовила Татьяна ЛАСТОЧКИНА

Святыня земли курской
© Курская правда