Одежда в России может подорожать на 20-40% в 2022 году
Россиянам стоит ожидать подорожания одежды до 40% в 2022 году. Виной всему сразу несколько кризисов, которые наблюдаются в экономике Китая, говорят ретейлеры. К мировому логистическому добавился локальный в виде дефицита контейнеров.
На эту проблему наложился еще и энергетический кризис, который привел к временным ограничениям работы фабрик, что сказалось, в частности, на сокращении производства тканей. Вот что рассказала генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова:
Ксения Рясова генеральный директор компании Finn Flare «Одежда может подорожать, должна подорожать из-за резкого удорожания контейнерных перевозок. То есть если в 2019 году перевозка одного контейнера из Азии в Москву стоила 3 тысячи долларов, то сейчас эта цена 14 тысяч долларов. Особенно сильно это сказывается на самом дешевом сегменте, для них это вообще ощутимая цена. Энергетический кризис в Китае тоже внесет свою лепту, потому что фабрики вынуждены будут поднять цену производства, они теперь имеют право производить в какие-то определенные часы, потреблять определенное количество электроэнергии. Это все поднимет цену, но я не думаю, что на 20-40%. Я думаю, что подорожание контейнеров скажется даже больше, чем энергетический кризис в Китае. И закрытые фабрики Вьетнама на целых полтора месяца, август-сентябрь, гораздо болезненнее сказываются на многих брендах, потому что будет дефицит товара, а дефицит товара тоже отразится на росте цен. Не будет товара на скидках, он закончится. Мы отшиваем продукцию во Вьетнаме, Китае, Бангладеш, Индии, Турции, России. Мы отшиваем много где, и сейчас мы стараемся аккуратно диверсифицировать, разложить всю коллекцию на следующие лето и осень по разным странам, никогда не знаешь, как говорится, где найдешь, где потеряешь».
Российские магазины и фабрики вынуждены перестраивать свой бизнес, объясняет основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы Алексей Баженов:
Алексей Баженов основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы «Подорожало все: и самолеты, и машины, уже начали на них пытаться отправлять, потому что контейнеры стали очень дорогие. Соответственно, огромные очереди на границе скапливаются, и товар просто не доезжает до магазинов. Магазины меняют свои оптимизированные под определенный товар бизнес-стратегии. С другой стороны, энергетический кризис, сами фабрики разослали своим тканевым агентам, с которыми они работают в России, информацию о том, что их ткани подорожают до 40%. Это означает, что подорожает все. Все остальные фабрики испытывают тот же самый стресс, они точно также потеряли более оптимизированную модель, они находятся в ситуации неопределенности. И в этой ситуации еще и сами они, и банки меньше кредитуют. Ткани же раньше можно было с помощью банковских инструментов получать с более поздней оплатой, а сейчас это уже невозможно, теперь нужно по предоплате».
По мнению эксперта, на фоне удорожания одежды изменят свою покупательскую модель и потребители. Они откажутся от спонтанных покупок, а начнут «приобретать исключительно нужные им вещи для долгосрочного пользования».