«Черкешенка вдали от дома»
Одна из последних коллекций Алеси Шапсиг — серия аксессуаров, шалей и сорочек с декором под национальный орнамент — разошлась по Европе, Америке и Японии. Художница живет и работает в Нидерландах, где преподает местным детям батик, включенный в список наследия ЮНЕСКО, но вдохновляется родной адыгской культурой. В Нальчике Алеся организовала мастер-классы для любителей ручной росписи по ткани. Художница рассказала о творчестве и попытках сохранить уникальность в мире, где стираются все границы.
«Завороженно наблюдала за мамой»
— Всю свою сознательную жизнь я что-то расписывала, рисовала. Меня всегда окружали творческие люди. Помню маму, рисующей цветы простыми карандашами. Я завороженно наблюдала за ней, — начинает свой рассказ Алеся.
После школы девушка уехала из родного Нальчика в Шахты. В институте бытового обслуживания Алеся получила специальность модельера женского костюма.
— Батик пришел в мою жизнь именно тогда. Технологию нам показал наш преподаватель живописи Сергей Юрьевич Скуратов. И именно меня со всего курса он выбрал для ведения дипломного проекта по батику — создания коллекции сценических костюмов из шелка, расписанных в ручную.
Отучившись, Алеся вернулась в Нальчик. Девушка сначала работала художником-модельером в ателье, а после устроилась преподавателем в колледж дизайна.
— Дипломными проектами моих студентов становились предметы интерьера из текстиля: ширмы в японском стиле, шторы в виде панно. Параллельно работала в Кабардинском театре им. Шогенцукова художником по костюмам. По моим эскизам шили костюмы к нескольким спектаклям, наиболее интересным получился «Эдип» по пьесе Бориса Утижева.
В 1998 году постановка удостоилась премии главы Кабардино-Балкарской республики. Это одна из приятных вех, вспоминает Алеся.
— Позже училась в США в университете изящных искусств в Блумингтоне. Предмет текстильный дизайн включал в себя ткачество, батик и все его виды: шелкографию, создание новых тканей. Мы изучали методы от древнеафриканских до ультрасовременных. Затем я уехала в Москву, где начала сотрудничать с дизайнерами интерьера, мне посчастливилось работать под руководством французского декоратора.
«Затраты окупаются удовольствием»
— Батик известен в России давно, в чьих-то руках — это ремесло, в чьих-то — искусство. Для меня несомненно это искусство. Как любому художнику мне приятно создавать свой собственный продукт — ткань неповторимую и не тиражируемую.
В батике многое зависит от опыта. Алеся признается: за годы работы сделала несколько маленьких открытий. Одной из трудоемких художница называет технику горячего батика, когда по натянутому на подрамник шелку растопленным воском проводятся линии и «набрызги». Затем панно расписывается жидкими красителями. Восковой барьер не дает им смешиваться.
— И так в несколько приемов, пока не получится сложная по цвету и композиции работа. Далее следует важный процесс закрепления рисунка паром, после чего изделие можно будет носить и подвергать стирке. Это достаточно дорогое удовольствие: натуральный шелк, красители, резервирующие средства и различные инструменты требуют вложений. Мои затраты окупаются тем удовольствием, которое получаю. Конечно, работаю не в пустую. Кто-то просит создать тот или иной живописный сюжет для своего интерьера, кто-то — текстильное убранство для гостиной, кто-то — одежду или аксессуары. Чаще всего меня находят по рекомендации тех, кто меня уже знает.
С галереями и шоу-румами художница сейчас не сотрудничает. Алесе интереснее работать без посредников.
«Главный источник вдохновения»
— Живу в Роттердаме почти десять лет, переехала в 2012 году из-за замужества. В городе мирно сосуществуют около 150 национальностей, чувствую себя здесь уютно, как и в Нальчике.
Алеся признается: в дружелюбной среде быстро адаптировалась, хотя и пришлось учить язык, осваивать культурные ценности новой страны и искать чем заняться.
— С первых дней стала давать уроки рисунка и творчества детям на английском — им в Нидерландах владеют все. Сейчас веду авторские курсы батика, рисунка и живописи. Преподавать мне, как и раньше, очень нравится, ведь в этом процессе иногда получаешь больше, чем отдаешь. Говорю об эмоциональном обмене со студентами. Обучая — учишься сам.
Северо-европейская эстетика привлекла Алесю сложными, приглушенными, размытыми оттенками. Художнице пришлись по вкусу лаконичные формы и недоговоренность, возможность собственного прочтения красоты.
— Природа, люди, музыка, фильмы Гринуэя, Тарковского, Феллини, Параджанова, Иоселиани — все может вдохновлять. Но главный источник вдохновения нахожу в родной адыгской культуре. Предметом моих постоянных поисков является самоидентификация человека, сохранение своей уникальности и своеобразия в мире культурной глобализации. Мои средства художественного самовыражения — линия, цвет, фактура. Черкесский орнамент, его стилизация и приведение к форме кода, новому изображению, менее натуралистичному и растительному, более лаконичному и универсальному.
Последний проект Алеси, изделия которого разошлись по Европе, Америке, Японии, называется «Черкешенка вдали от дома». В коллекцию вошли шелковые аксессуары, шали и льняные сорочки, декорированные знаками и символами по мотивам традиционных орнаментов. Художница посвятила проект соотечественницам, живущим за рубежом: хотела помочь девушкам показать свою принадлежность к этносу. Эскизы уроженки Нальчика покупают и производители одежды.
— Планирую показать свои работы в Нальчике, куда приезжаю каждый год к родным. Родная земля дает невероятную творческую энергию. Всегда провожу здесь мастер-классы для любителей росписи и батика — теперь мы будем регулярно организовывать их с одной из местных студий. Рада делиться своими знаниями с земляками — это очень благодарная публика. Люди любят творить, украшать одежду — с удовольствием им в этом помогаю. Преподавание для меня еще одна сторона творчества.