Ярмарка тщеславия: что на самом деле происходит на Mercedes-Benz Fashion Week Russia

С момента подписания договора между Mercedes Benz и Российской неделей моды прошло десять лет. За это время масштабы MBFW значительно увеличились. Начинающие дизайнеры мечтают показать свою коллекцию на Неделе моды (но это не точно) и открыть себе дверь в отечественную фэшн-индустрию — завести правильные знакомства, повысить узнаваемость и, естественно, заработать денег.

Ярмарка тщеславия: что на самом деле происходит на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
© Слово и Дело

В 2021 году ничего не изменилось, за исключением digital-формата Fashion Week. Проще говоря — интеграции онлайн-формата и офлайн-показов, на которые, кстати, пускают только по QR-кодам (о вездесущий ковид!). Но давайте обо всем по порядку. Важное уточнение: материал сделан через призму авторского взгляда — мы не навязываем свое мнение, но считаем нужным им поделиться.

Ожидание

Перед любым событием, будь то сдача экзамена, свадьба или модные показы — у человека формируются в голове определенные ожидания. Он представляет себе варианты развития событий, оценивает возможные перспективы происходящего. Так было и с автором этого материала.

Готовясь к работе на MBFW, я представляла себе, с какими художниками, дизайнерами познакомлюсь, какие публичные личности, знаменитости будут сидеть рядом со мной в зале. Это же идеальный простор для интервьюирования! Впервые в жизни я думала, что наконец-то почувствую себя Кэрри Брэдшоу. Но, увы, ожидания не совпали с реальностью. Добро пожаловать в мир коммерческих проектов.

Реальность

Локация

Традиционно Mercedes-Benz Fashion Week ассоциировался со столичным Манежем. Но для показа новых коллекций года был выбран Музей Москвы, а именно один из Провиантских складов, которые были облагорожены в 2009 году.

Помещение внутри выполнено в стиле лофт — серый пол, кирпичные стены. Отдельного подиума как такового не было — да и в эру стритстайла в этом и нет необходимости. Амбар выглядит стильно, и к нему правда вопросов нет. Зоны бара, подиума и фотозоны не были разделены (а стоило бы), все находилось на единой территории.

Ковид-меры

MBFW проходил в формате COVID-Free, и, учитывая обстановку в столице на данный период времени — это абсолютно верное решение. Такой формат подразумевает, что каждый человек на входе должен предоставить QR-код, в помещении носить маску и, как одержимый, протирать руки антисептиком. Плюс ко всему, вход и выход в здание находились в разных концах помещения. На входе в первый день скопилась огромная очередь, но, к счастью, после такой проблемы не возникало.

Если от QR-кода было не отвертеться, то с масками получилась ситуация неприятная. Прямо-таки наглядное классовое разделение на «плебеев» и «патрициев». О том, что нужно натянуть маску на нос, постоянно напоминали волонтеры, охранники и другие специально обученные люди. Правда, напоминали они об этом «обычным людям» — а вот, например, на «домовскую» Алену Водонаеву это правило не распространялось. 

Гардероб

Да его попросту нет. Коллеги из других изданий смотрели на это с позитивной точки зрения, мол, не нужно стоять в очереди за своим пальто — прекрасно же! Да, прекрасно... Ведь носить под мышкой свое пальто или пуховик или запихивать (простите) верхнюю одежду в металлические конструкции гораздо удобнее, ведь количество мест ограниченно и положить вещи рядом с собой — просто не вариант. Пресс-центр для журналистов также не был предусмотрен («плебеи» и на полу посидят).

Рассадка

Рассадка осуществлялась в соответствии с определенными правилами, которые, видимо, отдельно разрабатывал каждый дизайнер. По обе стороны от подиума были расставлены по три ряда пуфов без спинок. Скажу одно — периодически мест на всех не хватало. За рассадкой следили волонтеры. Бывало такое, что на втором и третьем ряду люди плотно прилегали друг к другу, а первый ряд был практически свободен.

Между показами за чистотой пуфов следили сотрудники клининговой службы. Поэтому после каждого показа зрителей настоятельно просили покинуть эту зону. В целом, логично, конечно. Проблема в том, что зоны для ожидания, не считая VIP, оборудованы не были, и приходилось слоняться из угла в угол в течение часового перерыва до следующего показа (с пуховиком под мышкой, если вы вдруг забыли — даже на вокзале больше такого нет).

Дизайнеры

В этом сезоне в MBFW приняли участие более 70 дизайнеров. Как начинающие — выпускники всероссийского конкурса «Код моды», так и уже известные — Вячеслав Зайцев, Александр Рогов, Юлия Далакян, Маша Цигаль. Важно понимать, что участие в столь известном проекте — не бесплатное. А вот его стоимость окутана коммерческой тайной. Издание «Коммерсантъ FM» еще пять лет назад оценивало эту сумму в размере от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей. О сегодняшней стоимости остается только догадываться. 

У дизайнеров есть возможность не платить за участие, получив грант от Фонда моды. Такая возможность предоставлена талантливым дизайнерам, премьера коллекции которых состоится в рамках MBFW. В этом сезоне экспертный совет выбрал 14 брендов, которым компенсировали вступительный взнос: Jenesaq, BLCV, ABZAEVA, INNOMINATE, Sasha Gapanovich, SaiJamin, ZA_ZA, Maison Kaleidoscope, SEYANA, K/TITOVA, AL KAFTAN, Agatha Ænter, BARBINO, Gerda Irene.

Для получения гранта дизайнерам необходимо было отправить заявку и соблюсти перечень обязательных условий, в том числе запрет на участие в других мероприятиях в сфере моды за 30 дней до и после MBFW. 

Показы

Показы дизайнеров были продуманы до мелочей: на цифровых экранах транслировалось название бренда, а иногда за счет современных технологий и усилий создателей перед зрителями разыгрывалось театральное шоу. Например, дизайнер Юлия Далакян, презентующая свою коллекцию «Жизнь продолжается», выпустила на подиум актеров-фотографов, которые, как папарацци, ловили в кадре моделей.

То, насколько успешны те или иные коллекции с профессиональной точки зрения — пусть решают историки моды, критики и другие дизайнеры. Автору материала хочется обратить внимание на два момента.

Первый — порадовала популяризация среди отечественных дизайнеров апсайклинга, при котором одежда создается из вторичного сырья. На Западе его начали активно продвигать известные дизайнеры еще в сезоне весна-лето 2021. Стоит вспомнить пальто из шнурков Balenciaga. Бренд VINA показал свой вариант апсайклинга — например, многим запомнилась юбка, сделанная из десятка галстуков. Для создания своих изделий дизайнеры Вика и Настя приобретают одежду в секонд-хендах, у благотворительных фондов. И в этом действительно есть забота об экологии, идея, смысл.

Второй момент, на который хочется обратить внимание — неприменимая к жизни одежда. Часть представленных коллекций сложно адаптировать для использования в повседневной жизни, разве что для выхода на красную ковровую дорожку. Вряд ли простая русская девушка поймет глубинный смысл, вложенный автором в свое творение (хорошо, если он есть). 

Публика

MBFW позиционируется как закрытое, престижное мероприятие, на котором, по идее, должны присутствовать дизайнеры, байеры, журналисты, знаменитости. Но на деле ситуация складывается по-другому. Получается тусовка для друзей дизайнеров, друзей моделей, а еще друзей друзей.

При особом желании любому человеку не составит труда попасть на мероприятие — предприимчивые люди продают бесплатные пригласительные на Avito. Ценник разный, начинается от 500 рублей. Отсюда и разношерстная публика, которая не имеет отношения к модной индустрии. Да и сами бренды регулярно устраивают розыгрыши.

Бар и VIP-зона

C двух сторон от подиума располагаются бар и VIP-зона. В баре, как и полагается — обширное меню. Здесь и коктейли для красивых фотографий на фоне баннера Mercedes-Benz Fashion Week, и, конечно, можно купить просто воды — правда, за 200 рублей. Если вы фотограф или журналист, и показ для вас работа — готовьте контейнеры с бутербродами и литровку воды. Но, если честно, я такой формат встречаю впервые, обычно организаторы даже скромных мероприятий заботятся о минимальном комфорте гостей в виде напитков. 

Лучше 100 раз услышать, чем один раз увидеть

По скромному мнению автора, MBFW — мероприятие, которое стоит посетить лишь раз в жизни (а может, и не стоит). Увидеть коллекции отечественных дизайнеров можно и в интернете, а толпиться возле подиума — есть ли в этом смысл? Конечно, многие приходят на подобного рода тусовки ради новых знакомств, но судя по увиденному — не факт, что человек их найдет. Вообще, если вы смотрели франшизу «Голодные игры», то прекрасно помните граждан Капитолия. Не исключено, что на определенных событиях можно попасть в эту атмосферу.