Этномода: коллекции одежды удмуртских дизайнеров и переосмысление традиционного костюма
Этнический стиль вошел в нашу жизнь в 60-х годах, но в высокой моде он почти никогда не доминировал. Сегодня одежда и аксессуары этого стиля переживают новый виток популярности. В Ижевске в рамках «Финно-угорской недели» прошел модный показ одежды и аксессуаров от удмуртских дизайнеров. Они представили свое видение этнической моды. Корреспондент ИА «Удмуртия» посетила мероприятие и попыталась понять, чем вдохновляются современные дизайнеры и какие ценности и смыслы отражают в своих коллекциях. Показ организовала Дарали Лели - куратор «Финно-угорской недели», писательница, общественный деятель С одной стороны, данное мероприятие – это инструмент привлечения молодежи в этнокультуру, а с другой - возможность дизайнерам показать свои работы, рассказать о себе, посмотреть на других и совершенствоваться дальше, создавая коллекции для следующих показов Дарали Лели, куратор «Финно-угорской недели» Одни дизайнеры пытаются сберечь свою культурную идентичность, вписав ее в межнациональную современную культуру, ориентирующуюся в основном на Запад, другие с помощью одежды пытаются передать свою этническую или религиозную принадлежность, а третьи направляют свою деятельность на создание этнических аксессуаров, которые гармонично вписываются в современные образы. Тамара Кондратьева, одна из участниц мероприятия, создает модные эко-сумки. Она делает акцент на натуральности и ручной работе. Мастерица вяжет сумки из джута, рафия, используя в качестве подкладки натуральные ткани, также в ее коллекции есть сумки, при пошиве которых используется полотно, сотканное на ткацком станке. Сейчас много дизайнеров, создающих этническую одежду, которые уже устоялись и достаточно известны в своих кругах, но их уже знают, а мне интересно работать с новыми людьми, представлять Удмуртии новые лица Дарали Лели, куратор «Финно-угорской недели» Две противоположные концепции наблюдаются сейчас в дизайне – это культурное единство, которое обезличивает этническую специфику, и противоположное ему – этническая самобытность региональных культур Арина Беляева представила коллекцию «Брусничный цвет». Дизайнер захотела объединить в одной коллекции удмуртский костюм и русские староверские сарафаны, тем самым обозначив не только свою национальную и религиозную принадлежность, но и локальную. Я сама староверка и захотелось сохранить наши традиции. А удмуртские платья создала, потому что мы живем в Удмуртии. В коллекцию вкладывала свое видение национального костюма, народного кроя, использовала ручную вышивку и какие-то мотивы сборок Арина Беляева, дизайнер Этнические тенденции в моде, обращаясь к традиционной культуре, помогают сохранить отношения между человеком и природой. Они, с одной стороны, обозначают принадлежность человека к определенному этносу, а с другой, размывают четкую границу между различными культурами и транслируют единые ценности Николай Пряженцев представил коллекцию «Белый человек». Молодой дизайнер описывает свои работы как связь между разными культурами, между добром и злом, жизнью и смертью. Белый цвет в разных культурах отражает разные смыслы, а я эти смыслы объединил в одной коллекции, тем самым размывая границы. Мне кажется, я достиг такого гармоничного уровня, когда одежда не очень театральная по своей сути и не повседневная Николай Пряженцев, дизайнер Перед теми, кого влечет к себе народная культура, стоит вопрос: как встроить в современную жизнь старые традиции и предметы? Прослеживают три подхода ношения народной одежды в повседневной жизни. Для некоторых подлинная народная одежда – это обычная одежда для каждодневной носки. В некоторых деревнях и малых населенных пунктах старшее поколение носит традиционную одежду. Это показывает их принадлежность не только к своему народу, но и может указать на то, где человек живет. Например, удмуртское платье, которое носят в Шарканском районе, совершенно отличается от удмуртского платья Алнашского района. Для других национальный костюм — это способ самоидентификации, способ приобщиться к прошлому своего народа или, наоборот, попытка через одежду стать ближе к другой культуре, другому этносу. Не зря среди туристов популярно переодеваться в традиционные наряды тех стран, которые посещаешь. Это отличный способ понять и прочувствовать чужие культурные реалии. Традиционная одежда может многое рассказать о своем народе: его историю, географические особенности, его изолированность или открытость по отношению к другим народам, его изменчивость или нерушимое постоянство Этническая мода – это не точная копия народного костюма, а его стилизация и использование его некоторых основных черт. Подобного рода имитация традиционных костюмов часто встречается на модных показах, дизайнеры интерпретируют культуру прошлого и добавляют свое видение народного костюма. Этнический стиль, каким мы привыкли его видеть, появился относительно недавно, первыми его приверженцами были представители субкультуры «хиппи», которые предпочитали носить необычную одежду из натуральных материалов. Для хиппи смешение этно-мотивов в одежде означало, что все люди равны по своей природе независимо от национальности, социального положения, возраста и цвета кожи. Отличительными особенностями такой одежды являются удобство, выбор натуральных тканей для изготовления, а также декор, заключающийся в стилистическом смешении декоративных элементов и орнаментом в индийском, африканском, восточном, славянском стиле. В России этническая мода – это стилизация костюмов многочисленных народов, проживающих на территории страны. Модный показ удмуртских дизайнеров 14 фото Национальный костюм — это не просто одежда, а большая история, которая может поведать о целом народе. Беречь его необходимо так же, как традиции и обычаи. Он, как яркий «индикатор» национальной принадлежности, помогает сохранить культурно-духовное наследие прошлого. Мода – это язык культуры, уникальная возможность сохранить традиции в современных реалиях.