Что общего между Литвиновой и Кардашьян? Balenciaga! Разбираемся в феномене модного Дома

Совершенно ни для кого не секрет, что сегодня беспрерывно работающая машина модной индустрии занимает далеко не последнюю и едва ли не лидирующую позицию в мировой экономике. Владельцы фешен-гигантов, таких как Kering или LVMH, — евровые миллиардеры, люди, принимающие решения в проблемах планетарного масштаба. Мода давно превратилась из безобидного развлечения для привилегированных персон в огромный механизм капитализации и обогащения предпринимателей.

Что общего между Литвиновой и Кардашьян? Balenciaga! Разбираемся в феномене модного Дома
© WMJ.ru

Вместо показа — красная дорожка и эпизод «Симпсонов»: как Balenciaga представил новую коллекцию

Мир динамичен, ничто не вечно, и все всегда стремится к своему развитию. Модной индустрии это касается чуть ли не в первую очередь. С приходом в нашу жизнь интернета и его дальнейшим полным поглощением реальности фешен-бизнесу пришлось очень быстро переобуться и запрячь в узды новые онлайн-механизмы взаимодействия с покупателями и дальнейших продаж.

Относительно недавно мы познакомились с социальными сетями, еще чуть позже освоили их как площадки собственных медиа. И тут рекламодатели (самые реактивные и креативные) смекнули: «Хм! Это же может работать нам на руку!»

Так и появились инфлюенсеры первой, или золотой, волны. Те самые, на которых обозлился профсоюз ортодоксального и сытого глянца образца конца нулевых и начала десятых, который вдруг, во-первых, почувствовал реально опасную конкуренцию и позже вовсе потерял львиную долю аудитории, рекламодателей и всяческие плюшки глянцевой изнанки в виде роскошных пресс-туров и посадочных мест в первых рядах на мировых Неделях моды. Да, реальность была таковой — парень, обожающий сумки и рассказывающий о них в своем онлайн-блоге и соцсетях, подписав контракт с брендом, мог вполне себе делить квадратный метр с гениальным редактором моды Сьюзи Менкенс в Гран Пале во время показа Chanel.

Но и на этом маркетинговые отделы фешен- и бьюти-брендов решили не останавливаться. Далее в игру вступила «нативочка», и вот тут произошел еще один поворот на 180 градусов. Дело в том, что открытая реклама в какой-то момент перестала давать нужную брендам эффективность, и креативными командами был создан трюк, смысл которого заключался в интеграции продуктов бренда как будто бы в лайфстайл селебрити или инфлюенсера (давайте все же будем граничить эти формулировки). И конечно же, результаты были ошеломительные — продажи, прибыли и все такое. Единственное, о чем все бегущие за коммерцией как будто бы забыли, — это клиент, в случае нативной рекламы немного обманутый клиент. Ведь далеко не всегда то, что рекламирует таким образом человек, он будет использовать сам, по своей воле.

Реалией совсем недавнего дня стала адаптация интернет-площадок под брендированный контент, и таким образом нативную рекламу стало хоть как-то возможным отличать от личных материалов, которые выкладывают лично звезды, связанные бесконечными рекламными контрактами. Как правило, компании выбирали и продолжают выбирать лица по принципу серой массы — бесцветная, мягкая, желеобразная и чуть теплая. Такие, чтобы можно было припудрить, нарядить и всем нравилось, все хотели. Волна новой этики добавила еще входящие требования по идеальной репутации, но и тут чаще делают исключения. Иными словами, бренду неважно кто, но важно, сколько они на этом заработают. Посредственная коммерция.

Кстати, исторически одной из первых подобный ход использовала мадемуазель Шанель — на заре своей славы в начале первой половины 20-го века. Она на коммерческой основе нанимала на работу красавиц белой эмиграции, должностными обязанностями которых было появляться на светских мероприятиях в нарядах Chanel и оперативно направить по адресу на улицу Камбон всех заинтересовавшихся нарядами дам. Могла ли тогда Габриэль Шанель подумать, что занималась инфлюенсер-маркетингом — вопрос сложный. Будучи абсолютной неумехой в области кройки и шитья, она была гениальным стилистом и маркетологом. Вся ее творческая деятельность как главы дома моды стояла на этих двух китах — безупречном тончайшем чувстве стиля и маркетинге. Я думаю, она понимала, что за этим будущее, и не жалела ресурсов на продвижение своего продукта таким способом.

Ким Кардашьян и Демна Гвасалия на Met Gala 2021Не удалось загрузить изображение

Но вернемся к теме. Все это было лишь вступлением, вводной частью. Сейчас я хочу порассуждать с вами о великом и эпохальном модном бренде Balenciaga и его не менее гениальном нынешнем креативном директоре Демне Гвасалии.

Творения Демны, его ювелирная работа с архивами и ДНК творчества самого Кристобаля Баленсиага уже сотни раз становились объектами обсуждений, дифирамбов и похвалы. Я же хочу сосредоточиться на том, как Демна смог изменить само представление и позиционирование бренда при помощи нестандартного подхода к выбору инфлюенсеров, и аргументировать, почему я считаю, что в данном случае понятие «личность» победило понятие «посредственность».

Начну с того, что искренне считаю Гвасалию великим художником, автором, непревзойденным поэтом моды. Революционером и победителем. Его успехи последних лет поражают: за несколько сезонов разгромить все, что было проделано до него, переодеть весь мир в черное, бесформенные балахоны и даже растопить сердце Снежной королевы мира моды Анны Винтур. Звучит более чем впечатляюще. Демна ворвался в мир большой моды, как в той поговорке — как в монастырь со своим уставом, и смог этот устав наказать всем.

Это представлялось невозможным: есть правила игры, сформировавшиеся каноны. Но нет. Вся индустрия стала функционировать по его правилам. В том числе и внешняя коммуникация бренда Balenciaga.

Рената ЛитвиноваНе удалось загрузить изображение
Анастасия РешетоваНе удалось загрузить изображение
Полина ГагаринаНе удалось загрузить изображение
Кристина ОрбакайтеНе удалось загрузить изображение
Ким КардашьянНе удалось загрузить изображение

Разумеется, такой художник и автор, как Демна, ищет вдохновение везде, даже в неочевидном и, казалось, банальном. Он может себе это позволить, не оглядываясь на коллег, социум и правила индустрии — ни на кого, следуя только зову своего сердца. Артхаусное кино, эстетика позднего Советского Союза, американская поп-культура, разные молодежные течения типа эмо и готов, дивы старого Голливуда — все это и многое другое очень хорошо читается во всем, что выходит из-под рук Гваласии. Это же случилось и с ориентацией в выборе представителей бренда.

Поначалу казалось, что между Демной и нашей соотечественницей Ренатой Литвиновой сложились исключительно дружеские, теплые отношения. Но далее динамика этой связи приобрела большие масштабы: Рената стала постоянно выходить в свет только в total образах от Balenciaga, позже вообще сделала легендарный выход на самом показе бренда, продемонстрировав черный закрытый пеньюар, дизайн которого, очевидно, был восстановлен из архивов модного дома, а также Рената была одной из немногих, кого пригласили на первое за долгое время кутюрное шоу, которое стало переломным моментом в истории развития Balenciaga.

Рената. Да — большая аудитория в соцсетях, да — большие охваты. Но все же едва ли очевидный ход для огромного бренда — такая форма сотрудничества и взаимодействия с очень нишевым героем. Но ставка сделана на личность дивы и персоналити. Литвинова фундаментальный персонаж постсоветского пространства с огромным творческим и аутентичным бэкграундом, с абсолютным самоощущением «не такая, как все». Именно это, я считаю, и стало мостом двух величин, и результат, как мы все видим, потрясающий. Никто не носит Balenciaga так сказочно, эпатажно и по-театральному, как Рената. О коммерческих цифрах сотрудничества нам остается только гадать, но уверен — там все тоже очень симпатично.

Шейк в «голом» платье, ковбойша Лопес в коже, Кардашьян с незнакомцем и другие на Met Gala 2021

Такой гигантский успех бренда в наше время был бы невозможен без вирусов: вирусного продукта, лица, инфоповода, или чего-то еще. В случае с Демной это сначала были кроссовки Triple S, а позже сотрудничество с представителями американской поп-культуры. Сначала лицом одной из рекламных кампаний стал Джастин Бибер, а позже Ким Кардашьян взорвала все медиапространство своим «черным» выходом в total образе Balenciaga на Met Gala 2021.

Ким Кардашьян / Global Look Press / RW via www.imago-images.de/www.imago-images.de Ким Кардашьян / Global Look Press / RW via www.imago-images.de/www.imago-images.de

Что Бибер, что Ким — для американской культуры фигуры, бесспорно, канонические. Причем если история Ким больше поражает своей коммерческой составляющей, то Джастин близок аудитории своим искренним творчеством и душевными ранами, которые стали созвучны миллионам его поклонников по всему миру. Но есть и то, что объединяет всех троих (Ким, Бибера и бренд Balenciaga) — понятие глубинной трансформации. Как начинала путь к олимпу самая звездная из пяти сестер Кардашьян — лучше не вспоминать, но то, через что она смогла пройти и к чему пришла, впечатляет своими масштабами. Та же история и у Бибера — творческие взлеты, падения, наркозависимость, личные драмы — настоящий путь самурая.

Бренд Balenciaga тоже вовсе не скользит как сыр масле: он закрывался, менял пути развития, в нем менялись креативные директора, одним словом — бесконечная метаморфоза.

Вообще, я считаю, такая активная трансформация свойственна чему-то или кому-то великому, беспокойному, стремящемуся к идеалу, совершенству. Конкретно эти две личности, как по мне, более чем символизируют это и абсолютно достойно и заслуженно в прямом смысле слова олицетворяют Balenciaga сегодня.

Великие и прекрасные! Это абсолютно точно можно сказать про актрис, сыгравших в фильмах, на которых мы выросли. Естественно, все смотрели разное кино, и для каждого сформировались свои истории, вкусы, дивы и персонажи. В контексте моего эссе скажу, что любовь Демны Гвасалии к камерному, сложному, артхаусному кино и искусству очевидна.

Я ничуть не удивился и очень обрадовался, когда увидел, что рекламным лицом Balenciaga совсем недавно стала одна из моих любимейших французских актрис Изабель Юппер. Сама Изабель — элегантнейшее воплощение тонкого французского шика, что она отлично смогла передать во всех своих ролях в кино. Она также абсолютна аутентична во всех своих проявлениях, и опять же, я считаю, именно это — ключ к такому грандиозному партнерству. После рекламы Юппер сделала еще несколько светских выходов в Balenciaga, что подтвердило ее статус приглашенной звезды. На мой взгляд, это одна из самых интересных коллабораций модного дома и селебрити.

Как говорила в одном из интервью близкая подруга и боевой товарищ Демны Рената Литвинова: «У него на показах ходят не модели, а личности: владелец банка, певцы или музыканты, например». На самом деле это читается даже визуально.

Никогда в бренде вы не увидите классических и актуальных лиц, это всегда будут странные, нестандартные типажи, рассказывающие и показывающие каждый свою историю, которая несомненно мэтчится с ДНК Balenciaga.

Balenciaga Fall 2020 MenswearНе удалось загрузить изображение

Оставаться художником, творцом, преданным своим взглядам и идеалам в эпоху тотального капитализма, нереально. Но Гвасалия смог. И не только сам остался самим собой — гением, но еще и дал площадку другим творческим единицам множить свой талант в этой все же прекрасной и сложной вселенной под названием «мода».

Фото:Global Look Press / John Palmer via www.imago-images / www.imago-images.de, Getty Images / Theo Wargo, Global Look Press / RW via www.imago-images.de / www.imago-images.de, Vogue.com, Instagram / @gvasaliaga, @volkonskaya.reshetova, @justinbieber, @isabelle.huppert, Екатерина Ширинкина / WMJ.ru, пресс-служба

Видео:TikTok / @imnotalyona