Роспотребнадзор напомнил о правах потребителей в дни распродаж и акции «черная пятница»
В период распродаж, в том числе во время акции «черная пятница» рекомендуется проверять цену на товар со скидкой у других продавцов и опасаться фишинговых интернет-страниц. Об этом сообщается на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
«В связи с акциями распродаж «черная пятница», которые проводят многие торговые площадки, Роспотребнадзор обращает внимание потребителей на ряд ключевых особенностей продажи товаров через интернет», - говорится в сообщении.
Так, в ведомстве напоминают, что от товара, купленного в интернет-магазине, потребитель может отказаться в любое время до его получения, а после него - в течение семи дней (если сохранен товарный вид, потребительские свойства). Это правило не распространяется только на лекарства.
При этом в ведомстве подчеркнули, что с развитием интернет-торговли все больше покупок совершается на крупных торговых площадках, которые сами не всегда выступают в роли продавца (не являются собственником товара). Такие маркетплейсы принято называть «владелец агрегатора информации о товарах и услугах» (или просто - агрегатор). По закону у продавца и агрегатора разные обязанности.
Отмечается, что продавец обязан четко сформулировать условия, цену приобретения товара по акции и передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор).
Также продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара. Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа.
Как пояснили в Роспотребнадзоре, не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг, а комплектность товара определяется изготовителем. Проверка качества и консультирование по выбору товара вообще не могут являться дополнительными услугами, поскольку входят в обязанности продавца. Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем не может быть уменьшен и должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи. Если же товар, приобретенный в интернете, оказался ненадлежащего качества, потребитель имеет все те же права, что и при офлайн-торговле. Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность замены товара на новый, перерасчета стоимости, а также возврата продавцу товара с недостатками.
«Закон «О защите прав потребителей» в связи с принятием по инициативе Роспотребнадзора последних поправок, предусмотрел дополнительную защиту потребителей при покупке товаров (и заказе услуг) через сайты (приложения) владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). К ним относятся такие информационные ресурсы, на которых потребитель имеет возможность получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе). На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом в Законе «О защите прав потребителей» названы случаи их освобождения от ответственности. Например, если владелец агрегатора не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно адресоваться напрямую продавцу (исполнителю услуги)», - рассказали в ведомстве.
Там уточнили, что законом также установлены случаи, в которых владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара или услуги. В частности, это ситуации, когда товар не доставлен в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу уведомление об отказе от них и сообщил об этом владельцу агрегатора. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит подтверждение о передаче товара потребителю.
«Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов. Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно», - сообщили в Роспотребнадзоре.
В ведомстве также отметили, что слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. В этом случае нужно запросить у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров или услуг обязательным требованиям. Потребителям советуют и обращать внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки. Кроме того, необходимо убедиться, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте (в приложении) должно быть указано наименование продавца, место его нахождения, режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.
При покупке товара нужно выяснить, в какие сроки он должен быть доставлен. Их продавец обязан согласовать с покупателем. «Если вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), то в случае, если товар не будет доставлен в срок, вы можете заявить требование о возврате денег такому посреднику (агрегатору). Возврат произойдет в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования», - пояснили в Роспотребнадзоре.
Там также призвали опасаться фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.