Что такое ассортиментная матрица. Объясняем простыми словами
Ассортиментная матрица — перечень всех товаров магазина. Товары, присутствующие в ассортиментной матрице, делятся на: - «локомотивы»: наиболее популярные позиции, пользующиеся большим спросом и приносящие большую часть прибыли, а также привлекающие стабильный поток клиентов; - заменители: на случай, если «локомотив» приелся или отсутствует; - статусные: для разнообразия ассортимента и VIP-клиентов, к тому же на их фоне более дешёвые товары выглядят еще более выгодно; - сопутствующие: используются для кросс-продаж . В идеале ассортимент магазина должен быть сбалансированным, удовлетворять разные потребности покупателей и в то же время делать магазин уникальным и запоминающимся, чтобы клиент вернулся снова. Пример употребления на «Секрете» _«Несмотря на декларации, основатели "Незабудки", выстраивая бизнес, полагались скорее на собственное чутьё, чем на мировые бизнес-технологии. Ассортиментная матрица в компании "взаимовключающая" — ассортимент супермаркета формируется путём простого добавления позиций к ассортименту дискаунтера. Из-за этого подборку товаров для каждого формата сложно назвать идеальной». _ (Из материала о бывшем топ-менеджере Coca-Cola Гарри Вилсоне, возглавившем сеть супермаркетов в Челябинске.) Нюансы При составлении ассортимента магазина нужно учесть: - целевую аудиторию: проанализировать потенциальных покупателей (уровень дохода, пол, возраст и т. п.) и разбить их на сегменты; - месторасположение магазина: центр или спальный район, наличие конкурентов поблизости и т. д.; - систему поставок: сроки и наличие складов у поставщиков; - ассортиментную матрицу конкурентов: проанализировать их достоинства и недостатки, определить, чем будет выделяться ваш магазин. Распространённые ошибки при составлении ассортиментной матрицы: - много брендов в одной ценовой категории (покупателю сложно выбрать); - расположение рядом похожих товаров разных категорий (у покупателя нет мотивации приглядываться и разбираться); - опора на личные впечатления или суждения сотрудников: о популярности и рентабельности товара лучше всего говорит аналитика, поэтому корректировать матрицу стоит, проанализировав продажи и получив обратную связь от покупателей. Факт Ассортиментная матрица может использоваться и как рекламная платформа для производителей или дистрибьюторов товаров. Например, если некий маркетплейс и продавец договорятся, то маркетплейс сможет вывести в топ поиска его товары за дополнительную плату. Статью проверил: Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»