Акции и распродажи. Как это работает и почему трудно устоять?
После январских каникул начинается сезон больших распродаж. Ежегодно миллионы россиян совершают в этот период импульсивные покупки, о которых потом сожалеют. Это происходит не только в офлайн-магазинах, но и в интернете. Времена больших распродаж – это повод обновить те или иные вещи, а также приобрести то, что по идее нужно, но не очень срочно.
Статистика показывает, что перед походом в магазин 85% россиян пишут список необходимых покупок, но только 5% не выходят за его рамки. То есть россияне планируют покупки заранее, но не следуют плану.
Почему же случаются импульсивные покупки и как мы попадаем под влияние распродаж?
Работа маркетологов
Маркетологи прорабатывают нюансы того, как ведет себя человеческая психика в сфере потребления. Перечислим только несколько основных задач маркетолога.
Как можно дольше удержать вас в магазине. Вы почти никогда не увидите часы в торговом зале, так как стоит задача, чтобы вы забыли о времени в момент покупок. А в маркетплейсах или иных интернет-магазинах с той же целью будут предлагать к просмотру все новые дополнительные позиции. Заставить вас увидеть весь ассортимент товаров. Задумайтесь, часто ли вы замечали, что блуждаете в магазине в поиске нужного товара? Все необходимые товары всегда будут в самых дальних углах торгового зала, будь то одежда или продукты питания. Это нужно, чтобы по пути вы захватили что-то, чего совсем не собирались брать. Привлечь ваше внимание к конкретному продукту. Для этого служит яркое оформление товарного предложения и прилавков. Например, на маркетплейсах стало популярно добавлять инфографику в карточку товара. Это нужно для того, чтобы обратить ваше внимание на продукт, чтобы вы с ним «познакомились». Убедить вас, что товар доступен по цене. Статистика показывает, что цена с нулем на конце нас отпугивает. А вот когда мы берем, к примеру, товар, стоимость которого 2599, то его цена воспринимается нами ниже заявленной на ценнике.
Все это – только часть задач, стоящих перед маркетологами. Важно понимать, что их гораздо больше, но главная цель – заставить вас совершить покупку. Поэтому специалисты будут придумывать еще больше уловок, на которые мы можем «купиться».
Шопинг как борьба со стрессом
«Многим людям, особенно в мегаполисах, всегда приятно приобретать новые вещи, и для них это некая борьба со стрессом, – говорит руководитель группы по ведению маркетплейсов фулфилмент-оператора «FulEx» Елизавета Федотова. – Это похоже на терапию. Вы разгуливаете по торговому центру, бродите среди стендов, примеряете вещи, пробуете косметику, покупаете то, что хотели давно купить. Таким образом, вы отвлекаетесь от негативных эмоций и мыслей».
То же самое, по словам эксперта, получается и в интернете – специалисты маркетплейсов, интернет-магазинов постоянно разрабатывают различные акции, мониторят странички товаров, изучая реакции потребителя. Поэтому, многие в упоении заполняют корзины интернет-магазинов, а потом думают – а зачем, это нужно было?
Тренды, или «У меня даже лучше»
Здесь можно привести простой пример. Знакомые уже приобрели свеженькую модель нового смартфона, и ты замечаешь прохожих, которые также купили новый телефон. Тебя, в принципе, устраивает модель твоего телефона, даже можно сказать, что он не так плох, как кажется, но желание быть в тренде чаще всего все же преобладает. Иногда это превращается даже в соревнование: ни у кого еще нет этой вещи, а я ее уже заказал по интернету. В общем, желание обладать вещью превращается в часть стремления доминировать в этом мире.