«Это не так легко – память, женитьба и кредит»: в Театре на Таганке – «Женитьба. Трагедия»
В Театре на Таганке снова удивляют. На этот раз творческий дуэт из Петербурга – режиссер Андрей Гончаров и сценограф Константин Соловьев – представили «Женитьбу» Гоголя. Точнее сказать – по мотивам… Это удивительное путешествие сквозь времена – от прошлого к будущему, где все равно так или иначе главным вопросом для человека остается – выбор супруга и супруги. И в какие бы времена и нравы не происходило действие, а все равно «Право, такое затруднение – выбор!»
В Театре на Таганке классику интерпретируют смело и современно, но каждый раз с известной долей юмора и сатиры. Вот и «Женитьба», хоть и имеет в названии определение «трагедия», все же больше призвана публику веселить – носовые платочки доставать не придется. Даже в финале, когда наступит трагическая развязка и Агафья запросит Степана: «Позови Майю Кристалинскую – я бы хотела погрустить здесь на коврике», зритель будет смеяться, а не плакать. Но, может, в этом и есть весь смысл творческого замысла: улыбаться там, где логично было бы заплакать?
С текстом авторы постановки обошлись весьма смело и вольно, впрочем, главные монологи и акценты все же сохраняются. Вообще «Женитьба» Гоголя – не самое распространенное произведение, в школьной программе не значится, но в театрах ставится часто. И сколько бы Гоголь там не переворачивался от современных трактовок его пьесы, а «свой зритель» найдется у каждой. Так и тут – кто-то уходит, а кто-то аплодирует в финале стоя.
Однозначно одно: постановка получилась спорная, но тем и интереснее. По сюжету Агафье Тихоновне предстоит выбрать себе жениха, помогает, как водится, сваха, да еще и друг одного из кандидатов решил во что бы то ни стало женить его (но, кстати, не из дружеских соображений, а чтобы свахе отомстить). В начале спектакля невеста предлагает нам перенестись на пару сотен лет назад, но по ходу действия кажется, что мы, напротив, оказываемся в будущем. Но поскольку история человечества, как ни крути, обладает кольцевым характером, то и получается вот такое вот смешение – прошлого с будущим, где невесть какое настоящее.
Как изменились свадебные ритуалы? Свахи, смотрины, приданое – слова, кажется, уже устаревшие. А вот какую роль сегодня играет социальный статус людей при выборе супруга или супруги? Важно ли это теперь, в век равноправия и демократии? И как не разбиться простой женской мечте об идеальном браке о суровый инфантилизм женихов?
Зачем сегодня люди идут в ЗАГС? Но главное, на что дают ответ авторы постановки, – почему потом разводятся?
И можно много и долго спорить о жанровой специфике постановки, но надо понимать, что в Театре на Таганке, похоже, все меньше остается «случайных» зрителей. Публика делает свой выбор сознательно, а если вдруг «ошибается», то уходит в антракте. Но таких меньшинство. Зал рукоплещет стоя, снимает на мобильные телефоны многие сцены и активно вовлекается в диалог с персонажами.
При этом сами действующие лица в исполнении артистов действительно зачастую выглядят нелепо и смешно. Кажется, тут нет ни одного нормального человека. Но в том и «соль» – это блестящая пародия на человечество. Робкий и слегка сумасшедший трус Подколесин (Олег Соколов) занят своей научной деятельностью и явно не готов сменить свой белый халат на фрак жениха; Агафья Тихоновна (Надежда Флерова) так шепелявит, что трудно разобрать слова, обычная офисная дама, ссутулившаяся от сидячей работы, но буквально «расцветающая» с наступлением сумерек, когда приходит время идти в ночной клуб; Яичница (Сергей Ушаков) – типичный работник Городской Думы, нарочито деловой, но совершенно иной наедине с невестой, он уверен, что можно купить даже любовь (но так ли это?); Арина Пантелеймоновна (Мария Матвеева) – явная представительница ЗОЖ, причем с такой силой в этом убежденная, что может и на лопатки кого угодно положить; Фекла Ивановна (Марфа Кольцова) – только притворяется никчемной «училкой», а на деле – роковая блондинка, которая, судя по всему, всех женихов сама сначала пробует на «вкус»; Кочкарев (Роман Колотухин) и вовсе похож на Гитлера, а остальные вообще производят впечатление людей без особого места жительства…
И как вот среди этого «букета» распознать свое «счастье»? Как выбрать достойного? И чего ты сам достоин на самом деле? Так ли уж хороша невеста и так ли уж никчемны женихи?
В Театре на Таганке действующие лица хлопают воображаемыми дверьми и случайно срывают батарею, которая становится метафорой тяжелой супружеской жизни, не выдержав которой Подколесин как бы случайно «выходит» в окно, очевидно, перепутав его с холодильником. Но для этих персонажей отсутствие любви – не трагедия, а всего лишь повод лишний раз послушать на коврике Майю Кристалинскую. А, впрочем, может, в этом-то как раз и есть трагедия? А вовсе не в побеге жениха…
Фото предоставлены пресс-службой Театра на Таганке