Жесткая экономия: почему «нищемаркеты» пользуются спросом у россиян?

Жесткие дискаунтеры — довольно распространенные на Западе магазины, а в России они только начинают набирать популярность. У нас их обычно называют «нищемаркетами» — считается, что в таких магазинах закупаются только люди с очень низким доходом. Однако в Европе и в США такими магазинами не пренебрегают и люди вполне обеспеченные.

Жесткая экономия: почему «нищемаркеты» пользуются спросом у россиян?
© Слово и Дело

Почему так дешево?

Дискаунтер — это магазин такого формата, в котором идет экономия буквально на всем. Традиционно, самой «накладной» для ретейла статьей расхода является рабочая сила — люди, которые обслуживают магазины (кассиры, грузчики, товароведы). В жестких дискаунтерах сотрудников мало, да и обслуживать там практически нечего — ведь там просто нет товарных полок. Все товары выставлены сразу в коробках, корзинах или на паллетах. Более того, магазин практически не меняет свои цены — сотруднику магазина достаточно приклеить ценник к коробке. Таким образом, формат жесткого дискаунтера сильно напоминает простой склад. Непритязательному покупателю на это в общем-то все равно, а для магазина это реальная экономия.

Экономят такие дискаунтеры и на местоположении — их практически нельзя встретить на проходных улицах города, в основном они расположены в промзонах, далеко от метро и жилых кварталов. Другими словами, в этот магазин сложно забежать случайно — туда надо идти целенаправленно и покупать впрок как можно больше.

Третья статья экономии — это ассортимент. Как правило, в дискаунтерах продаются товары таких торговых марок, которые не встретишь в обычных магазинах. Они не известны широкому потребителю — магазину подчас выгоднее сотрудничать с малоизвестными производителями и поставщиками. Именно поэтому ассортимент там часто меняется. Например, покупатель пришел за сливочным маслом. Скорее всего, в дискаунтере будет представлено масло от одного-двух производителей, которых не встретишь в простом магазине — а еще масла может просто не оказаться.

На уровень цен также влияет полное отсутствие рекламы — у большинства таких магазинов даже нет собственного сайта, на котором можно было бы ознакомиться с каталогом товаров. Да и каталога как такового тоже нет, как и постоянного ассортимента.

Наконец, уровень цен в таких «нищемаркетах» действительно ниже, чем в среднем по розничным сетям. В среднем товары там стоят вдвое дешевле, чем в простых магазинах. Разница в том, что необходимого товара там может просто не оказаться. Однако непритязательному покупателю в общем-то будет все равно, какого бренда брать майонез или кофе — главное ведь состав и качество.

Самым известным в России дискаунтером является FixPrice, однако он пользуется такой популярностью, что может позволить себе и полки, и персонал. Его можно отнести к категории мягких дискаунтеров. Не стоит думать, что владельцы «нищемаркетов» отдают товар вдвое дешевле по доброте душевной. Просто это довольно эффективная бизнес-модель. Магазин практически не делает наценку на товар, за счет чего повышается товарооборот. Более того, дискаунтеры работают напрямую с производителями, минуя посредников и тем самым получая минимальную закупочную цену.

Наш опыт закупки в «нищемаркетах»

Жесткие дискаунтеры, несмотря на внешнюю непривлекательность, буквально завоевывают российские города. В частности таким форматом недавно заинтересовалась крупнейшая ретейл-компания X5 Retail Group — в 2020 году она открыла собственный дискаунтер «Чижик». Прочие магазины такого формата («Светофор», «Доброцен», «Технолог») также распространяются по всей России. С одной стороны, это может говорить о падении доходов населения, которому сегодня не столько важен бренд товара, сколько его цена. С другой стороны, есть вероятность того, что дискаунтеры в нашей стране скоро избавятся от статуса «нищемаркетов» и будут восприниматься населением нормально — так же, как подобные магазины в Европе и в США.

В рамках подготовки статьи мы тоже решили закупиться в дискаунтере. Цены там в среднем отличаются от цен в обычных магазинах в два раза. При этом, наравне с «ноунеймовыми» продуктами там было немало товаров от вполне известных производителей. Такие магазины хороши для больших закупок впрок, особенно приятна цена на традиционно дорогие товары — например, бытовую химию от известных производителей. Можно закупать и бакалею — однако в этой категории знакомых производителей намного меньше. Тем не менее тут представлены и известные марки кофе — и стоят они действительно практически в два раза дешевле.

Мы бы не рекомендовали покупать в таких магазинах скоропортящиеся продукты или те товары, которые требуют особых условий хранения. Не стоит покупать мясо и колбасные изделия, пирожные, молочку — в таких магазинах буквально некому следить за состоянием товара и температурным режимом, а мясо может и вовсе лежать без холодильника.

Если говорить о непродовольственных товарах, нужно отметить, что в дискаунтерах можно найти много дешевых и «необходимых» мелочей для дома и кухни — точно так же, как и в Fix Price. Однако и качество таких вещей соответствующее.

Каждый решает для себя сам, где закупаться. Но, учитывая общую экономическую напряженность, дискаунтеры постепенно признаются народом и обретают своего покупателя.