Войти в почту

Кокушник, «сорока», завеска. Курянка делает кукол в старинных костюмах Курской губернии

Дома глина повсюду По образованию Галина Владимировна художник. С глиной подружилась лет тридцать назад. – Когда преподавала в Курском дворце пионеров, то делали фигурки из всего, что попадалось под руку. Солома – значит из соломы, ткань – значит из ткани, глина – из глины… Специального образования керамиста у меня нет, училась на собственных ошибках, – говорит мастерица. Первые опыты оказались не слишком удачными. Казалось, сырьё везде одинаковое – бери и лепи, но на деле не всё так просто. – Слепила коня, а он лёг на живот. Сделала барышню – та расплылась по столу, – с улыбкой вспоминает Галина Владимировна. – Тогда поняла, что к выбору материала нужно подходить со знанием дела. И с душой! Какого-то готового рецепта здесь нет. У каждого мастера свои секреты. Важно найти именно свою глину. К счастью, более-менее подходящая отыскалась в учреждении, и на первое время её хватило. – Например, суджанские мастера лепят из своей местной глины, мне она кажется и недостаточно податливой, и темноватой, а у них такие изделия выходят – залюбуешься, – говорит курянка. Одно время ездила мастерица за глиной в Курчатовский район. Кстати, именно здесь местные мастера передают из поколения в поколение секреты кожлянской игрушки и дроняевской посуды – брендов Курщины. Сейчас остановилась на воронежской глине разных оттенков. – Делать свисток меня научила коллега, художница Наталья Кошелева. А потом я сама уже освоила кукольное производство. Стала обжигать игрушки на даче. Дома глина была повсюду, и все были счастливы, особенно кошка. Как-то она нырнула в ванночку с липкой субстанцией. Перепугалась, конечно. А потом «следы преступления» растащила по всей квартире. Глина разводится до нужной консистенции, затем пропускается через сито. Отстоянная вода сливается, а глина заливается в мешки и складывается в погреб. Материал для создания игрушек готов. На свадьбу – в красном, на похороны – в белом Идея создавать кукол в народных костюмах родилась спонтанно. В филармонии проходил юбилейный концерт Курского дома народного творчества. На праздник одна из гостей приехала из Орла в национальном костюме. Посмотрев на нее, мастерица подумала: «Как кукла» – и дома вылепила образ из глины. Потом коллекцию пополнили глиняные красавицы в нарядах Рязанской, Вологодской и других губерний. А уж сколько «куряночек» было изготовлено – не счесть. В каждом регионе – свои особенности. Например, в Нижегородской области использовалось много золотого шитья. В основе курского костюма – чёрный сарафан. Почему в центре внимания оказался именно женский костюм? – Мужские фигурки тоже есть у меня, но их немного. Вообще, о мужском народном костюме сведений гораздо меньше. У мужчин одежда больше изнашивалась, кроме рабочей была одна праздничная рубашка. Детские вещи тоже мало сохранились – их без конца перешивали. Женские костюмы, конечно, тоже дошли до наших дней далеко не все – не будем забывать об извечном враге натуральных тканей – моли. К тому же, например, саянские сарафаны – большие полотна, собранные по линии груди, перекраивались со временем в одеяла. И все же у женщин в запасе был наряд на выход, свадебный наряд… Кстати, невесты на курской земле в старину облачались в красное. Праздничным считался и чёрный цвет, а белый, напротив – цветом печали. Отличительным цветом курских красавиц был также лиловый. Веселились спустя рукава Разновидностей национального костюма в Курской губернии было несколько, но благодаря разным цветам, аксессуарам может показаться, что вариаций гораздо больше. Например, в Суджанском, Большесолдатском районах красавицы носили головной убор «сорока», а в Беловском предпочитали пышные венки из искусственных цветов. – В Поныровском и Золотухинском районах носили саянский костюм, там есть особый вид сарафана «саян», он отличается от распространённого у нас косоклинного курского чёрного сарафана, – рассказывает Галина Власова. – В костюме саянов распространённый элемент панёва. Рубаха особого покроя, с косыми полками, возможны даже кружевные вставки на рукавах. Еще одна отличительная особенность – длинные манжеты, передник – очень богато украшенный тесьмой. Но не сказать, чтобы в наших районах такой отделки было много. Все-таки, говорят исследователи, она была скромнее. Яркие длинные рукава у одной из кукол не случайно вызывают ассоциации с поговоркой «спустя рукава». Их действительно спускали, на праздники, а во время работы манжеты длиной два метра можно было собрать «гармошкой». У чёрного курского сарафана (как вариатны – красного, коричневого) низ мог быть богато украшен пазументом, или же просто красной полосой в зависимости от его назначения. Сзади обильно отделан поясами, платками. Дополнение к костюму – сложный головной убор «сорока». Затылочная часть в литературе называется кичка, а в Большесолдатском районе её именовали кокушник. Край платка или шарфа украшали цветами или перьями. Надо лбом платок собирался в цветок. Рубаха – с большими рукавами и воротником, который назывался козырь. – На праздник, – рассказывает художница, – могли надеваться несколько рубах, причём предпочтительнее, когда внизу – цветная, а поверх – полупрозрачная, чтобы просвечивался рисунок. Красавицы в старину старались выглядеть пышнотелыми и статными, и в этом им помогала многослойность в одежде. Завеска могла быть шёлковой или ситцевой, с кружевами, золотым шитьём. Особенность наряда курской губернии – аппликации в курских завесках по краю с треугольничками. – Вот этот комплект с чёрным сарафаном, ярко отделанном на груди, без завески, украшенным подолом, назывался на Курщине девичьим, – показывает куклу в чёрном с ярко-красным поясом мастерица. – У девушки вместо сложного головного убора на голове повязка. Сзади – коса, она могла быть украшена накосником. Широкие рукава могут быть белыми или вышитыми. Сейчас этот регион, где он был в ходу, относится к Белгородской области, но так как костюм был создан в 19 веке, когда это была Курская губерния, костюм получил название «курский». Недавно мастерица приступила к созданию ещё одной куклы, пока ещё не украшенной росписью. Здесь другие пояса, иначе завязывается рубаха. Головной убор представляет собой барановский платок – самый распространённый по всей России. Когда Барановы наладили выпуск этих платков, они стали доступны для крестьян. Из платков шили и рубахи. Также в этом наряде присутствует завеска и украше-ние в виде бисерной ленточки для иконки. О колокольчиках и птичьем настроении Все чаще мастерица делает не просто керамические куклы, а куклы-колокольчики. Говорит, что это модно. Но здесь есть свои нюансы. Чем меньше в глине песка и выше температура обжига, тем музыкальнее изделие. Но даже при соблюдении всех условий в одном обжиге одни колокольчики звенят лучше, а другие хуже. – Печь я заказывала по интернету, – рассказывает о тонкостях работы курянка, – и пришла не совсем такая, как мне хотелось бы. Разогревается она до 900 градусов, этого недостаточно, чтобы заняться глазурированием. Поэтому продолжаю раскрашивать своих красавиц акрилом и темперой. Мастерица следит за новостями из экспедиций – надеется, когда-нибудь удастся более детально воссоздать допетровскую эпоху. Помимо кукол, в народных костюмах художница воплощает в глине и другие сюжеты. Сейчас у неё птичье настроение – время от времени делает птиц – голубей, синиц, снегирей. Почётное место среди глиняных пернатых занимает символ курского края. Соловей Галины Власовой не просто свистит, а издаёт трели. В игрушке несколько отверстий, на ней можно сыграть мелодию, и у каждой птицы она, конечно же, своя, неповторимая. Вероника ТУТЕНКО Фото со страницы «Мастерская Галины Власовой» «ВК»

Кокушник, «сорока», завеска. Курянка делает кукол в старинных костюмах Курской губернии
© Курская правда