В музее истории Новокуйбышевска современные технологии помогают знакомить посетителей с культурой народов Поволжья

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ СИМБИРСКА В музее посетители первым делом попадают в интерьер крестьянской избы конца ХIX - начала XX веков. Здесь можно увидеть украшенную узорами домотканую скатерть, глиняную и деревянную посуду, самовар, чугунный утюг, в который засыпали уголь, умывальники с двумя носиками с разных сторон и сундук, в котором хранили приданое. Такой уголок мог принадлежать любому народу, населявшему здешние места. Их традиции за долгие годы соседства заметно повлияли друг на друга. Узнать о ранней истории Липягов помогает сохранившееся послание крестьянина Тимофея Федорова, адресованное императрице Екатерине II. - Он подробно описывает местность, сообщает, какие животные обитали здесь, какие травы росли, - рассказывает директор музея Елена Чубакова. - Когда в Поволжье был страшный голод, Екатерина приняла решение о переселении части крестьян из-под Симбирска сюда, на более плодородные земли. Свой скарб и детей они везли на телегах. Взрослые шли пешком. Естественно, тут их никто не ждал. Все приходилось начинать с нуля. Три поселения отделяли друг от друга овраги. Место это выбрали потому, что рядом находились лес, река, озера и многочисленные ручьи. Река Татьянка под Новокуйбышевском протекает и в наши дни. Правда, раньше она была более полноводной. Во времена Екатерины по ней ходили пароходы. И называлась она Татьяшей, от древнерусского слова "тать" - "вор", то есть воровская река. В Татьянку ее переименовали по велению императрицы. Названия поселениям дала другая речка - Липняг. По обоим ее берегам росли липы. Возле огромного векового дерева бил родник. Вода в нем была целебная, обогащенная серебром. О ее лечебных свойствах также писал Тимофей Федоров. Приезжали к роднику со всей губернии - на телегах, груженных большими бочками. В первых документах деревни значились как Липняги. К началу XX века буква "н" исчезла. А речка с годами пересохла, родники перестали питать ее. Сейчас она оживает лишь с весенним таянием снега. Храмы построили в двух Липягах - Русских и Мордовских. В Чувашских церкви не было. И вот почему. - Чуваши долго были язычниками, - пояснила директор музея. - Русские строили свои дома так, чтобы красный угол был обращен на восток, и там вешали икону. В чувашских жилищах на этой стороне света был выход. Поклонялись они деревянным идолам, стоящим у порога. Долгое время русские девушки не могли выйти замуж за чувашских парней. У чувашей был такой обычай. В течение года молодая жена должна была понравиться семье мужа и родить ребенка. Если этого не происходило, супруг мог отвести ее назад к родителям. Православная женщина никогда бы этого не позволила. ЛИХОРАДКИ И ХОРОВОД НА ПОЛОТЕНЦЕ Многие экспонаты - "говорящие". С помощью современных технологий они могут "рассказать" о себе голосами актеров театра-студии "Грань". - У нас также можно услышать "голос" родника, - сказала Чубакова. - В старину возле него собирались люди и обменивались новостями, трагическими и радостными, а бабы потом разносили их по всему селу. Фарфоровая чашка и самовар "спорят" о том, кто из них важнее. Люлька "поет" колыбельную песню. От нее идет веревка, которую привязывали к ноге матери. Женщина так могла качать ребенка, а свободными руками прясть или вязать. На углу печи висят тряпочные куклы - обереги, которые назвали лихорадками. Вешали их рядом с ребенком. Куклы должны были принять на себя болезни, весь негатив. Например, если какой-то человек заходил в дом с недобрыми мыслями. В музее богатая коллекция старинных полотенец, вышитых ромбами, веночками, древами жизни и другими символическими узорами. На одном из них - мордовская богиня Макошь, охранявшая крестьянский дом от разных бед. - Роль полотенца в крестьянской жизни была велика, - продолжает рассказ директор музея. - Например, когда жениха и невесту везли в храм венчаться, дугу лошадиной упряжи перевязывали полотенцем. В храме им повязывали руки молодых. На него же принимали новорожденного. Когда человек умирал, то полотенце вывешивали на окошко. Заезжий гость, увидев его, снимал колокольчик с упряжи, чтобы не нарушить обстановку траура в доме. Еще считалось, что полотенце стирало негатив, накопленный в течение дня. На одном из них изображены люди. - Я никогда раньше не видела, чтобы на полотенцах вышивались человеческие фигуры, - заметила Чубакова. - Это полотенце с изображением мордовского хоровода нам подарила на свое 70-летие местная жительница Мария Ивановна Пронина. ПУЛАЙ И РАКУШКИ Старинные вещи попадают в музей разными путями. Сотрудники привозят их из этнографических экспедиций. Иногда горожане находят вещи на свалках и приносят сюда. Традиционное русское платье жительницы Поволжья передали музею дети умершей женщины. После похорон они обнаружили наряд в сундуке. В музее собрано множество национальных костюмов. Они переходили из поколения в поколение. В них зашифрованы различные символы. О многом говорит и цвет. В представленной сейчас экспозиции преобладают черный (олицетворяет землю), красный (кровь и огонь) и желтый (солнце). В этой коллекции выделяется женский костюм мордвы эрзя с украшениями, которые имели и свое функциональное назначение. - Даже в зрелом возрасте мордовки хранили девичью осанку, - рассказывает Чубакова. - Дело в том, что головной убор имел "хвостик", украшенный монетками и другими металлическими предметами. Так что невольно приходилось держать голову прямо. На поясе носили фартук-пулай. К нему тоже пришивали украшения из металла. Пулай мог весить четыре или пять килограммов. Тяжело, конечно, зато спину женщины тоже держали прямо. Костюм чувашки отличается обилием аппликаций. Здесь множество красных и желтых полосок. Среди мордовских и чувашских украшений - ракушки каури, которые издавна использовали как эквивалент денег. По легенде, в незапамятные времена их привезли торговцы в наш край по Волге из страны Лидии, нынешней Турции. Местные жители называли эти ракушки по-своему - ужовками: по своей форме они напоминали головы этих змей. Нам показывают русское платье с поневой. Эту юбку из шерсти, состоящую из нескольких кусков ткани, женщины носили по-разному в зависимости от ситуации. В храм надевали нарядной стороной, в будни - обратной. Также в числе русских женских нарядов - сорока (старинный головной убор замужних женщин), платок, сшитая вручную рубаха, юбка, сотканная из овечьей шерсти. Кстати, ткацкий станок тоже может рассказать о себе много чего интересного. С его помощью директор музея проводит мастер-классы. - Я выросла в деревне, - говорит Чубакова. - Бабушка занималась ткачеством. И мне это было интересно. Как только утром она уходила доить корову, я быстренько вскакивала с постели и садилась за станок, хотя мне и не разрешали его трогать. Экспозицию дополняю видеосюжеты на сенсорных экранах. Тут можно послушать концерты национальных коллективов, увидеть фильмы о старинных ремеслах. Или просмотреть курсы обучения кузнечному и гончарному делу, ткачеству, лозоплетению, валянию шерсти, созданию кукол из подручных материалов. Вместе с сотрудниками музея мастер-классы ведут местные ремесленники и рукодельницы. Также здесь организуют театрализованные представления, в которых дети и взрослые могут быть как зрителями, так и актерами.

В музее истории Новокуйбышевска современные технологии помогают знакомить посетителей с культурой народов Поволжья
© СОВА