Войти в почту

Наталья Сергунина рассказала о программе наставничества для молодых специалистов-реставраторов в Москве

В столице действует программа наставничества для молодых специалистов-реставраторов, сообщается на официальном сайте мэра Москвы со ссылкой на заммэра города Наталью Сергунину.

«В этом году реставраторам предстоит вернуть облик 526 памятников истории, культуры и архитектуры Москвы. В рамках проекта «Реставрационный кураториум» студенты помогают профессионалам и перенимают их опыт. Недавно они участвовали в восстановлении полотна художника-соцреалиста Бориса Щербакова. Картину обнаружили в павильоне №42 «Животноводство» на ВДНХ во время подготовки здания к ремонту», - говорится в сообщении.

Как поясняется, проект «Реставрационный кураториум» стартовал больше года назад, благодаря совместной работе столичного департамента культурного наследия и колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 («26 КАДР»). В декабре прошлого года 10 студентов колледжа «26 КАДР» прошли практику в мастерской на ул. Старая Басманная, где специалисты обучали их основам реставрации живописи на примере картины Бориса Щербакова.

«Благодаря образовательному проекту у студентов появилась уникальная возможность не только присутствовать на реставрационных работах, но и непосредственно участвовать в них. Под наблюдением мастеров они обучаются всем тонкостям профессии. На практике побывали уже 200 человек. Вместе с реставраторами ребята работали в Новодевичьем монастыре, особняке Зинаиды Морозовой и других значимых памятниках архитектуры», - приводятся в материале слова Натальи Сергуниной.

В настоящее время практику проходит группа из шести студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Руководитель реставрационной компании Галина Чернушевич подчеркнула, что ребятам важно заранее познакомиться со спецификой будущей профессии. «Участвуя в такой серьезной работе, как восстановление большого полотна, студенты набираются опыта у мастеров, учатся работать с инструментами и материалами. Мы показываем им наши технологии, объясняем принципы работы и следим, чтобы будущие реставраторы в точности их повторяли. Думаю, многих проект «Реставрационный кураториум» воодушевил и укрепил в решении посвятить жизнь реставрации. А вузы и колледжи смогли дать студентам реальные навыки и помочь им с трудоустройством», - отметила она.

Галина Чернушевич отметила, что главный принцип работы реставратора - «не навреди» - точно такой же, как и у врача. Он не может привнести ничего от себя, должен сохранять авторский замысел, обладать терпением, усидчивостью, вниманием к деталям и уважать историческую ценность.

Картину художника-соцреалиста Бориса Щербакова обнаружили три года назад в павильоне №42 «Животноводство» во время подготовки к ремонту. Полотно размером 4 на 5 м под названием «Молочно-мясное производство в СССР» он написал в 1958 году. На первом этапе реставрации специалисты вместе со студентами укрепили красочный слой полотна и удалили загрязнения. Работы длились два месяца. При этом также использовали кроликовый клей, его наносили с помощью распылителя. После образования защитной пленки студенты накладывали на нее папиросную бумагу и разглаживали утюгом.

Уточняется, что Борис Щербаков создал два полотна с похожим сюжетом - колхозное стадо коров гуляет среди деревьев. Только на одной картине животные бродят среди дубов, а на другой - среди берез. «Наша картина - с березами. Мы насчитали на ней более полусотни буренок. Щербаков по каким-то причинам не покрыл полотно лаком. Он бы защитил живопись от повреждений», - рассказала руководитель реставрации Ольга Круподерова.

Еще один кропотливый процесс - это раскрытие живописи от поверхностных загрязнений. Для этого реставраторы вместе со студентами наносили на загрязнения специальный нейтральный раствор, а затем удаляли его дистиллированной водой. После этого на полотне пейзаж стал более солнечным, березы и фигуры животных - более выразительными, небо приобрело глубокий голубой цвет. При этом процесс реставрации картины можно было увидеть в ноябре 2021 года. Работа была привезена на реставрационную выставку «Denkmal, Россия - Москва», которая проходила в Гостином дворе, и реставраторы со студентами трудились над ней на глазах у посетителей.

После того как профессиональные реставраторы и студенты укрепят основу полотна, начнется завершающий этап работ - тонирование фрагментов утраченной авторской живописи. Картина была написана маслом, но восстанавливать ее будут водорастворимыми красками.