Владимир Маркин: «Не все мужчины готовы носить украшения»
Едва женщины осознали себя женщинами, они стали украшать себя, как только позволяли средства. За тысячелетия ювелирное искусство проделало путь от ярких камешков и раковин до сверкающих бриллиантов. Куда теперь движется искусство создания драгоценностей? Об этом рассказал известный московский ювелир Владимир Маркин. Возвращение к природе Трансформеры из драгоценных деталей, кольцо в виде железнодорожного моста, кольцо «Спираль», созданное для семейных пар, в которое можно самостоятельно добавлять по шарику за каждый прожитый год, – работы Владимира Маркина удивляют ценителей и в России, и за рубежом. Но на выставке в Нижнем мастер представил самые нежные изделия – цветы, листики и букет сирени. – Владимир, почему вы ушли от высокотехничных украшений и стали создавать нежные цветы? – Просто поменялась жизнь. Невозможно всё время заниматься одним и тем же. Я всегда мечтал создать что-то нежное, и сегодня для меня стали важны другие вещи.– Я заметила цветок сирени в качестве серьги у вас в ухе. Как это сочетается – брутальный мужчина и маленький цветочек? – Я готовил его не для себя. Просто делал сирень, у меня остались цветочки, из них и получились серьги. А поскольку у меня ухо проколото, я все свои серьги тестирую на себе. Я лучше, чем любой другой, почувствую, удобно ли носить эту серёжку, и если окажется, что не очень удобно, сразу переделаю. Самое популярное украшение сегодня – серьги. Они были, есть и будут. А для души я делаю броши. Владимир Маркин – Но сегодня в принципе всё чаще ювелирные украшения носят мужчины. Раньше в их арсенале были в основном запонки, зажимы для галстуков и часы. А что сейчас самое популярное у сильного пола? – Сегодня – всё! Мир меняется. Ну кто сейчас носит запонки? Может, кто-то и носит, но я таких почти не встречал. А булавки и зажимы для галстуков сегодня, скорее всего, остались у каких-то министерских дедушек, и они с ними ездят на высокие заседания. Мне кажется, что как раз броши – замечательный аксессуар для мужчин, пока недооценённый. Да, не все мужчины готовы носить украшения. Многим мешает недостаточно ироничное к себе отношение или боязнь показаться недостаточно мужественным. Но мне кажется, что брошь как раз может показать, что человеку всё равно, как на него смотрят. Он уверен в своей силе и мужественности, чтобы надеть на себя красивый декоративный элемент. Вспомните Пуаро и его знаменитую бутоньерку!– Кстати, о бутоньерках. А сегодня их носят? По-настоящему, с живыми цветами… – Я не делал, но, возможно, кто-то делает! Мне такого точно не заказывали. Сейчас вообще почти нет такого, чтобы ювелиру приносили на листочке нарисованный проект и говорили: хочу так. Ко мне обращаются те, кто хорошо знает мои работы, и мы просто определяем тему, в которой я пытаюсь что-то сделать. – А в какой теме вам интересно работать самому? – Сейчас это сад, огород и цветы. Конечно, механические вещи, что были раньше, остались. Но если раньше этот интерес был для меня на первом плане, то теперь я почувствовал, что не всё, что шевелится, красиво! Украшения со сложными механизмами – это как элемент самовыражения. – То есть практической функции сложные механизмы не несут? Как, скажем, перстень Марии Медичи, который отщёлкивался и содержал внутри яд… – Я недавно делал вещь с крутящимся бриллиантом, который вращается с целью успокоения. Это как чётки – сидишь и покручиваешь. Алмазный шик – Правда ли, что большинство камней, которые используют ювелиры, сегодня не отечественные, а привозятся из разных стран? – Во многом это так. Но есть и отечественные месторождения камней, и эти камни не уступают зарубежным. – В Нижегородской области долго искали алмазы, пока нашли только мелкие, «технические», но значит, есть шанс найти и ювелирные. Для вас важно качество камня? – Качество бриллиантов – очень сложный вопрос. Для масс-маркета главное – чтобы блестело и было недорого – это одно. Чтобы блестело и дорого – это другое. Всё зависит от целей. Чёрный, коричневый или просто «грязный» камень, если он будет подходить по цвету, я возьму. Кто-то бракует камни с включениями, а для меня как раз это и интересно.– А что вас вообще заинтересовало в профессии ювелира? Ведь наверняка вы пробовали себя и в других специальностях… – Я действительно во многом себя пробовал, выбирал, работал с разными материалами. Компактный масштаб ювелирных работ оказался мне ближе всего. Ими можно заниматься дома. Это был 1996 год. Я занимался деревом и попробовал таскать домой пни. Но они не влезали в лифт! Потом возился в гараже с машинами. Но это тоже было не очень широкое поля для самовыражения. Так в моей жизни появилось ювелирное дело. – На ваш взгляд, куда дальше будет двигаться ювелирное искусство? – Это зависит от очень многих факторов. Сейчас работу ювелиров в России сдерживают всякие бюрократические сложности. Многие художники, которые бы хотели работать ювелирами, не получают такой возможности и выбирают другие направления. На ювелиров много где учат, но продвинуться в этой сфере сложно. Грань отличия ремесла от искусства очень тонкая. Ремеслу можно научить любого, но создать шедевр доступно единицам.