«Довольно болезненно»: психолог из Уфы рассказала, как пережить «расставание» с брендами

McDonald's планирует приостановить работу 850 ресторанов на территории России. В стране заблокировали Instagram (внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора). С российского рынка ушли бренды одежды – Zara, Adidas, H&M, Mohito. По данным аналитиков, приостановили деятельность 300 зарубежных компаний. Журналист ГорОбзор.ру поговорила с практикующим психологом из Уфы. Мария Коледина объяснила, как бренды влияют на нашу жизнь, как люди отреагируют на недоступность одежды, соцсетей и техники и как справиться с возникшим стрессом. По словам психолога, люди эмоционально привязываются к брендам, зная, что могут без них обойтись. «Каждый человек по-своему реагирует на события внешнего мира. В период пандемии мы уже имели возможность познакомиться со своими индивидуальными реакциями на ограничения. Кто-то реагировал гневом, другие безразличием, а некоторые даже впадали в депрессию. Однако это был щадящий вариант, поскольку имелась альтернатива в виде онлайн-шоппинга. Клиенты, испытывающие к определенным брендам рациональную лояльность, вероятнее всего, будут искать аналоги по выгодным ценам на товар схожего качества. Если же покупателя и бренд связывают эмоции и общие ценности, то окончание этих взаимоотношений может переживаться довольно болезненно», – отметила Мария Коледина. Справедливо заметить, что не все опечалены уходом компаний с российского рынка. Часть покупателей и потребителей машет ручкой брендам, приговаривая, что готовить котлеты и шить одежду мы тоже умеем. Два непримиримых лагеря – сторонники нового и импортозамещения – не в состоянии договориться. Психолог поделилась мнением о тех, кого уход компаний не тронул. «Многое зависит от уровня притязаний и ценностей самого человека. Кому-то действительно много не надо, он привык довольствоваться тем, что есть. А для кого-то в приоритете товары наилучшего качества, определенных брендов, и человек готов за это платить, а иной раз и переплачивать. Также могу предположить, что это дело привычки и страх перемен. Для человеческой психики вообще все новое неизвестно, а значит, небезопасно. Существует даже такое понятие неофобия – боязнь нового и иррациональный страх перемен, новых ситуаций, людей, мест и идей. Нередко именно по этой причине человек цепляется за старое», – пояснила специалист. Из этого следует вопрос – насколько наши переживания реальны? Вероятно, таковы последствия эпохи потребления. Мария Коледина уверена, что джинсы – не залог человеческого счастья. Осталось это осознать. «У многих из нас есть иллюзия, что с приобретением очередной пары модных джинсов, нового авто или гаджета последней модели жизнь станет счастливее. Однако количество случаев депрессии, тревожных расстройств и панических атак ежегодно растет. Общество потребления делает человека зависимым, поскольку он все время ориентируется не на свои внутренние ценности и идеалы, а на рекламу и стандарты массмедиа. В сложившейся ситуации всем нам придется пересмотреть свою жизнь и провести переоценку ценностей для того, чтобы мы открыли для себя истинные смыслы и новые цели в жизни», – прокомментировала Мария. На фоне спецоперации на Украине в продуктовых магазинах скупают товары первой необходимости – сахар, гречку, соль. Первый настоящий ажиотажный спрос, связанный с брендом, возник в Уфе в магазине Ikea. Шведская компания сообщила о приостановке работы. После этого в кассы выстроились стометровые очереди. «Заражение эмоциями происходит как при реальном контакте, так и при виртуальном. Мне вспоминается фраза из советской комедии «Джентльмены удачи»: «Все побежали – и я побежал». Бежать – это один из типов реакций на угрозу. Закрытие магазинов и предполагаемый продуктовый дефицит ставят под угрозу жизнь человека и запускают в нем стратегии выживания. Также не могу не сказать о коллективной травме 90-х годов – травма товарного дефицита. По сути сейчас многие из нас вновь столкнулись с повторением того травмирующего опыта. Предметы импортного производства – это история не просто про вещи, это возможность приобщиться к другой культуре и мировоззрению. Бренд Ikea – символ уюта и благополучия, и сейчас мы лишаемся этого», – прокомментировала психолог. Мария Коледина уверена, что люди справятся даже с полной утратой брендов. Человеческая психика гибкая. Однако путь к принятию будет непростым. «Мне хочется ответить цитатой Достоевского: «Ко всему-то подлец-человек привыкает». Человеческая психика достаточно пластична и позволяет адаптироваться в самых невероятных условиях. Мы потеряли старую реальность, и пережить утрату сможем, если позволим себе горевать. Реакция горя – это нормальная реакция человека на любую значимую потерю. Чтобы смириться с неизбежным, нам предстоит прожить 5 стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие», – отметила психолог. На пути к душевному спокойствию себе необходимо помогать. Можно заниматься тем, что вам нравится, например, рисовать, заниматься спортом или йогой или просто чаще встречаться с близкими. Кроме того, психолог рекомендует читать. Однако помогут книги не модных коучей, а тех, кто прошел через испытания, в том числе исторические. Например, знаменитый психотерапевт из Австрии Виктор Франкл прошел концлагерь. Выйдя на свободу, он написал книгу «Сказать жизни да». «Я бы порекомендовала ознакомиться с биографией и историей жизни знаменитых людей. До нас жили удивительные и великие личности, на долю которых тоже выпало немало испытаний, но они по-своему справлялись и даже повлияли на ход истории», – заключила Мария Коледина. Дорогие читатели!!! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Одноклассники

«Довольно болезненно»: психолог из Уфы рассказала, как пережить «расставание» с брендами
© ГОРОБЗОР.РУ