Российские картины не могут покинуть Францию
Россия и Франция прорабатывают логистические моменты для возвращения коллекции живописи Морозовых, принадлежащей ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галерее и Эрмитажу, в РФ, заявил российский посол в Париже Алексей Мешков. По его словам, возврат осложняется из-за режима закрытого неба и возросших страховых рисков.
Коллекция — это более 200 картин Ван Гога, Гогена, Пикассо, Моне, Сезанна, Ренуара, Матисса, Серова, Малевича, Коровина и Кончаловского. Единственное в России полотно Эдварда Мунка «Девушки на мосту». Одно из ведущих мировых собраний искусства импрессионизма, постимпрессионизма и модернизма вместе с работами художников русского авангарда никогда еще не покидало России.
Глава LVMH Бернар Арно под собственные гарантии лично просил российского президента дать добро на нынешнюю выставку картин в фонде Louis Vuitton. 40 грузовиков перевезли в Париж собрание, которым с сентября прошлого года успели полюбоваться свыше миллиона человек. Открывал экспозицию президент Франции Эммануэль Макрон. Закрыться она должна была 22 февраля. Однако французская сторона согласовала продление. А потом последовали события на Украине и санкции. Сейчас выставка продлена до 3 апреля. Она проходит на фоне публикаций во французской прессе и соцсетях с призывами конфисковать, заморозить и даже продать картины, чтобы поддержать Украину. Что говорят в Париже о возврате коллекции Морозовых? Рассказывает член бюро Ассоциации русскоговорящих гидов-переводчиков Франции Дмитрий Мисуркин:
Дмитрий Мисуркин член бюро Ассоциации русскоговорящих гидов-переводчиков Франции «Высказывается мысль, что все-таки гарантом доставки в течение выставки выступал фонд Louis Vuitton и они в настоящий момент не имеют возможности физически доставить должным образом в Россию, обеспечить соответствующую охрану. Поскольку нет самолетов, другие способы доставлять по земле или по воде, а там большие сложности именно с обеспечением охраны. Безусловно, политический подтекст просто очевиден. А разговоры про то, что нельзя довезти, ну, это когда не хочешь чего-то делать, то оно, естественно, не делается, ищутся предлоги. Там были горячие головы, из медийных кликуш деятели какие-то. Давайте реквизируем, давайте мы отберем. Серьезные люди, которые ответственные, они от подобных высказываний воздерживаются».
Российскую коллекцию защищает международное законодательство. Собственность иностранных госмузеев нельзя арестовывать и конфисковывать. Кроме того, есть отдельный указ французского министерства культуры с гарантиями для собрания Морозовых. Срок действия до 15 мая. Наконец, сохранность собрания обещали лично Макрон и Арно.
Но договор о предоставлении российской коллекции французам оговаривает доставку специальной транспортной компанией за их счет. Также фонд Louis Vuitton должен найти страховщика рисков при перевозке коллекции. И оплатить страховку, стоимость которой также выросла. После решения всех этих проблем коллекция, без сомнения, вернется в Россию, уверена советник, адвокат юридической фирмы Orchards Анастасия Сивицкая:
Анастасия Сивицкая советник, адвокат юридической фирмы Orchards «Существует и Парижская конвенция 1970 года, которая защищает права государств на те или иные культурные ценности. Никаких нет оснований считать, что Франция действительно просто оставит экспонаты у себя на какой-то долгий период или тем более как-то заявит о своих правах на эти экспонаты, я думаю, вероятность [этого] близится к нулю. Даже если говорить о наложении каких-то санкций на государство, то скорее может речь идти о каких-то ценностях типа денежных средств на счетах, предположим, но не культурных ценностях. Культурные ценности все-таки признанно защищаются, в том числе международными конвенциями».
ГМИИ имени Пушкина не предоставил Business FM оперативный комментарий относительно судьбы коллекции Морозовых. Ранее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью Forbes назвал разговоры о возможности удержания коллекции Францией провокацией. А спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, хотя и допустил некоторую задержку с возвратом шедевров, но заверил, что она связана исключительно с проблемами логистики.