«Его вели животные инстинкты» Ветерана Чечни обвинили в жестоком убийстве школьницы. Почему он считает себя невиновным?
В Тюмени начинается суд над Виталием Бережным — бывшим милиционером и ветераном боевых действий в Чечне, которого обвиняют в похищении, изнасиловании и убийстве семилетней школьницы. Девочка пропала 30 июня 2020 года: за информацию о ней местные власти объявили награду в полмиллиона рублей, а волонтеры начали поиски ребенка. Спустя полтора месяца тело девочки нашли на берегу водоема. Для расследования преступления из Москвы вылетел следователь Евгений Карчевский, расследовавший дело Ангарского маньяка Михаила Попкова, по количеству жертв обогнавшего печально известного Андрея Чикатило. Именно он сумел вычислить Виталия Бережного. Следствие собрало достаточно доказательств, чтобы передать дело в суд, но обвиняемый утверждает, что стал жертвой оговора и дал признательные показания под пытками. Подробности громкого дела выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Летом 2021 года семилетняя Настя Муравьева, окончив второй класс, отправилась к отцу на каникулы вместе с братом-близнецом Витей и сестрой Ангелиной. Остальное время дети жили в другом районе Тюмени, у бабушки Татьяны Петровны на Локомотивной улице. Так определил суд, назначивший бабушку опекуном детей.
Настя пропала рано утром в среду, 30 июня 2020 года. Около 07:30 она с отцом пошла в магазин, а потом, около 09:00 взяв свой телефон без сим-карты, отправилась в место, которое жители района в шутку называли «пансионатом» — жилой дом №40 по улице Судостроителей в микрорайоне Лесобаза.
Там стоял Wi-Fi-роутер, который бесплатно раздавал интернет, и многие местные, особенно дети, им пользовались. То, что Насти нет, около 10:00 обнаружила 14-летняя Ангелина — отец в магазине купил спиртное и быстро захмелел. Девушка стала искать Настю самостоятельно и в тревоге позвонила их старшей сестре Татьяне. Но та была на работе и приехать не могла — тогда Ангелина взяла Витю, и вместе они самостоятельно стали искать девочку.
Татьяна вернулась домой около часа ночи 1 июля, и, не дождавшись звонка от сестры, сама набрала Ангелине. Тогда и выяснилось, что Насти до сих пор нет. Татьяна помчалась к родным (она с 2020 года живет отдельно, со своим молодым человеком) и оттуда позвонила в добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», а также вызвала полицию.
На сайте поискового отряда первое сообщение поступило в 01:34 — почти через 17 часов после исчезновения девочки. Официальное заявление в полиции было зарегистрировано в 02:44. Розыск Насти начался немедленно.
Тайны для следствия
Уже через несколько часов было возбуждено уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 105 («Убийство лица, находящегося в заведомо беспомощном состоянии») УК РФ. Дома у отца Насти прошел обыск, но следователи не нашли следов преступления. При этом они изъяли одежду и личные вещи девочки, с которых сняли ее генетический профиль.
Первый под подозрение, естественно, попал отец Насти: ранее он был судим за убийство и к тому же неоднократно говорил, что близняшки — не его дети, хотя и родились в браке. Но быстро выяснилось, что мужчина не при чем. Между тем фото Насти Муравьевой и разыскные листки «Лизы Алерт» уже утром появились по всей Тюмени.
Добровольцы начали обходить улицы, обзванивать больницы, а также прочесывать разные районы города. Об исчезновении девочки сообщили федеральные СМИ, а водолазы МЧС проверили все городские водоемы в поисках тела школьницы.
Как это бывает, сразу нашлось несколько «свидетелей», которые видели Настю в самых разных районах Тюмени
По словам одной такой очевидицы, девочка шла вдоль дороги с какой-то подругой в сторону центра, по словам другой — купалась на пляже. Все удивлялись, что Настя пошла гулять без брата: они с Витей были неразлучны. Но вскоре выяснилось: в тот день Настя проснулась рано, а Витя еще спал, и сестра не стала будить близнеца.
Только 5 июля нашелся первый реальный свидетель: житель дома №40 по улице Судостроителей — того самого «пансионата», куда Настя пошла за бесплатным интернетом. Он выдал следователю мобильный телефон Samsung без сим-карты, на заставке которого стояло фото пропавшей Насти.
Выяснилось, что 30 июня около 14:00 мужчина нашел этот телефон под лестницей на первом этаже дома. Стало ясно, что преступление было совершено в «пансионате» — иначе объяснить находку нельзя.
Но еще оставался шанс, что девочку просто похитили
5 июля завершился осмотр записей с камер наблюдения в районе происшествия: судя по кадрам, в 07:24 Настя с отцом прошли мимо местного магазина «Сибирь», а в 07:48 — вернулись обратно. У входа они остановились, и Настя одна зашла внутрь, где купила шоколадку и вышла. В 07:52 отец и дочь пошли в сторону дома — и больше Настя на записях не появлялась.
6 июля уголовное дело передали для дальнейшего расследования в Москву, в центральный аппарат Следственного комитета России (СКР).
Его поручили следователю по особо важным делам Евгению Карчевскому — он успешно расследовал дела Ангарского и Тулунского маньяков и негласно считается специалистом по таким преступникам
В тот же день Карчевский и два оперативника Центрального аппарата МВД вылетели в Тюмень. Полковники Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД сразу же начали отсматривать видеозаписи со всех возможных источников: от камер магазинов и устройств системы «Безопасный город» до личных видеорегистраторов полицейских.
Потом они доложат: «отсмотрели 50 терабайт — результата нет», но глава МВД России Владимир Колокольцев все равно наградит их именным оружием — за задержание убийцы.
Следствие же стало проверять всех жителей «пансионата»: выяснилось, что в нем 232 квартиры, в которых проживает больше 400 человек, причем 49 из них ранее судимы, шестеро — за тяжкие преступления.
С согласия жителей дома многие квартиры осмотрели с помощью криминалистической техники, но никаких следов преступления не обнаружили. Одновременно Евгений Карчевский начал изучать все нераскрытые уголовные дела в Тюмени, связанные с исчезновением детей.
Как выяснилось, с 1997 по 2010 год в городе и в Тюменском районе пропали без вести восемь девочек. Удалось обнаружить тела лишь двух: оба ребенка были убиты, но следов сексуального насилия у них обнаружено не было.
Между тем вместе с осмотром пансионатов и промзоны микрорайона Лесобаза, где жила Настя Муравьева, следователи решили вновь осмотреть водоемы и их береговую линию. Днем 19 августа, спустя полтора месяца после пропажи девочки, на берегу озера Оброчное они наткнулись на черный сверток, упакованный в целлофановые мешки. Когда его слегка надрезали, оттуда пошел трупный запах.
По следам убийцы
Сверток доставили в морг, где стали аккуратно вскрывать. Внутри оказалось тело девочки в состоянии гнилостных изменений. Ее руки были связаны скотчем, им же была обмотана голова — так, чтобы закрывать рот. На ребенке были надеты черная футболка с надписью «Пхукет» и желтые бриджи. На ее шее висел ключ на шнурке, а в пакете, аккуратно сложенные, лежали бриджи, плавки и розовые сланцы. Все эти вещи были указаны в разыскном листе на Настю Муравьеву. Одежду и ключ предъявили сестре пропавшей — и та безоговорочно их опознала.
В прямой кишке погибшей эксперты нашли большое количество спермы, пригодной для экспертизы и выделения генетического профиля.
Эксперты сразу были ориентированы на то, чтобы искать биологические следы убийцы. Поэтому и со скотча, и с тела девочки удалось изъять мельчайшие кусочки кожи того, кто упаковывал все это. А на картонной коробке от вытяжки был виден штрих-код, серийный номер и название модели.
За несколько часов удалось установить, что вытяжки этой марки и модели поступают в Тюмени в единственный магазин. Следователи немедленно выехали туда и по накладным выяснили, что именно этот агрегат купил житель Тюмени Андрей. Причем заказ он делал через интернет с доставкой домой, в новый жилой комплекс на улице Николая Никитина.
Следователи поехали к нему с неотложным обыском и обнаружили, что на кухне стоит новая мебель с этой самой вытяжкой. Номера на вытяжке и коробке совпали полностью.
Первая же оперативная проверка показала: фирма, которая делает мебель на заказ, расположена на улице Константина Заслонова, и в ней по документам трудится один человек — а на самом деле работников по меньшей мере пятеро. Один из них, Виталий Бережной, в июне поссорился с сожительницей, а затем снял квартиру, где прожил два месяца.
Но периодически, особенно в середине августа, этот мужчина ночевал на работе. Между тем арендованная им квартира находилась рядом: в доме №40 на улице Судостроителей — в том самом подъезде, где был найден телефон Насти Муравьевой.
А фирма, где работал Бережной, находится на полпути от места пропажи девочки до места обнаружения ее тела
Утром 25 августа Евгений Карчевский и четверо оперативников уголовного розыска приехали в эту фирму с неотложным обыском. Представились, попросили у всех документы — и в этот момент Виталий Бережной попытался сбежать, сначала отказавшись предъявлять документы, а затем оттолкнув одного из оперативников и ударив второго. Полицейским пришлось применять приемы самбо.
«В его холодильнике нашли следы крови»
Виталий Бережной родился 1 января 1981 года в городе Сургуте. До армии он жил в деревне Якуши под Тюменью с родителями и старшим братом. С детства увлекался спортом, особенно борьбой и хоккеем, причем стал разрядником по самбо и кандидатом в мастера спорта по хоккею — в юношеской команде.
Срочную службу Бережной проходил в спецназе, принимал участие в операции по наведению конституционного порядка в Чечне. Затем служил в милиции, продолжая заниматься спортом. Женился, родил двух детей, открыл частный детский сад — но предпринимателя из него не получилось.
В итоге Бережной развелся с женой и в 2016 году уехал в Тюмень. Он сразу сошелся с другой женщиной и стал жить у нее. И в первой, и во второй семье у Бережного были две проблемы: он порой срывался в запои и баловался наркотиками. Эти две пагубные привычки и становились причиной всех семейных ссор.
Как выяснили следователи, 10 июня он установил мебель в квартире Андрея, получил деньги — и сорвался в запой, который усилил наркотиками. Из-за этого и произошла его ссора с сожительницей, после чего он за 11 тысяч рублей в месяц стал арендовать квартиру на улице Судостроителей.
Сразу после задержания Бережного у него изъяли телефон — и среди фотографий нашли квитанцию об оплате коммунальных услуг в квартире 100 в доме №40 по улице Судостроителей. Подполковник Карчевский немедленно поехал туда с обыском.
При этом на полу в квартире Бережного лежал ковер с большим вырезанным куском — абсолютно идентичный тому, что нашли вместе с телом Насти Муравьевой. С трех сторон этот кусок был отрезан, а с четвертой — просто оторван.
Чуть позже, при осмотре телефона Бережного в истории браузера следователи нашли более двух сотен ссылок на порносайты, причем сюжет всех роликов был одним: взрослый мужчина насиловал совсем маленьких девочек. На первом же допросе Бережному предъявили и просмотренные им порноролики, и квитанцию об оплате, и заключение врачей об обнаруженных у него в крови следах наркотика.
И Бережной заговорил.
Заметая следы
По словам Виталия Бережного, он арендовал квартиру 17 июня — в день, когда поссорился с гражданской женой, — и сразу переехал туда. Жить ему там было удобнее — недалеко от работы, по дороге можно прикупить наркотики, а еще рядом продают водку. Вечером 29 июня он купил и принял дозу наркотика, а потом стал смотреть порно.
Особенность того запрещенного препарата, который употребил Виталий, состоит в том, что он усиливает сексуальное возбуждение, а в комбинации с алкоголем это действие сильно продлевается. Возбуждение всю ночь не отпускало Бережного, и он снова и снова смотрел порно. А утром пошел на работу — но, еще не выйдя из подъезда, увидел маленькую девочку и возбудился.
Под предлогом того, что к нему в квартиру забежал котенок, Бережной попросил девочку помочь его поймать — и та с радостью согласилась
Они пошли в квартиру, где у входа Виталий взял в руки скотч, напал на девочку со спины, смотал ей руки липкой лентой, а потом, чтобы она не кричала, обмотал той же липкой лентой голову, стараясь полностью закрыть рот.
По заключению судебно-медицинской экспертизы, Настя скончалась от удушения. Причем сексуальное насилие начиналось с еще живым ребенком, а закончилось уже с мертвым — на это указывает ряд однозначных признаков. От входа в квартиру до смерти Насти прошло не более 15 минут.
Бережной три года служил в милиции (в том числе помощником участкового), а потому хорошо знал инструкции об осмотре мест происшествия, особенно — при обнаружении мертвых. Он стал заметать следы. Тело убитой Насти переложил на пол в позе эмбриона, вырезал по периметру ковер, положил туда же слетевшие с девочки сланцы, а затем — первую попавшуюся газету, которая должна была исполнить роль «промокашки», впитывая вытекающую кровь.
Затем все вместе он обмотал стрейч-пленкой во много слоев — так упаковывают следы на одорологическую (по запаху) экспертизу. Использовав весь рулон стрейч-пленки, Бережной положил образовавшийся кокон в большой пакет и убрал в нишу за стиральной машиной, чтобы его не было видно.
Спустя несколько дней он перепрятал сверток в холодильник — понимая, что тело должно пролежать в нем достаточно долго, пока не закончится активная фаза поисков ребенка. Сделав это, Бережной запер квартиру — и пошел на работу.
Последними словами Бережного под протокол в день задержания стала фраза «Как же я ошибся!» Правда, относилась она не к убийству, а к оставленным им следам, которые позволили его вычислить.
Признания в автозаке
50 дней тело Насти Муравьевой простояло в арендованной квартире. За это время запах стал просачиваться сквозь десятки слоев пленки — и последние три дня, до 17 августа, Виталий с согласия начальника ночевал на работе. Он уже решил, что помирится с сожительницей и съедет со съемной квартиры. А поскольку аренда была неофициальной, Бережной не боялся, что его вычислят.
17 августа, предупредив хозяйку, что ночует последний день, Виталий принес с работы большую коробку, в которую могло поместиться тело и которая не вызывала бы подозрений. Кроме того, по дороге он купил освежитель воздуха «Ландыш» и автомобильный дезодорант: фигурку, которая вешается в салоне машины и абсорбирует запахи.
Убрав тело в коробку, Бережной обмотал ее несколькими слоями стрейч-пленки и убрал еще в два пакета
Получившийся сверток размерами около метра подозрений ни у кого не вызвал. Около восьми вечера Бережной вынес коробку из квартиры и, пройдя мимо работы, отнес ее на берег озера Оброчное.
Он знал, что ту территорию уже несколько раз прочесали, а потому был уверен: тело там пролежит незамеченным долгое время. Перед выходом из квартиры Бережной повесил в ванной автомобильный дезодорант и распылил весь баллон с освежителем воздуха. Поэтому пришедшая на следующий день хозяйка не почувствовала трупный запах — хотя у нее заболела голова от «Ландыша».
Такие показания Бережной дал в первый же день после задержания. А уже 26 августа повторил во время выхода в квартиру и на место обнаружения тела. В этот день он под видеозапись рассказал, как убивал Настю Муравьеву, как упаковывал, а также как и куда выносил ее.
Более того — спустя несколько месяцев, в октябре, Бережной в сопровождении оперативников в оборудованном видеокамерой автозаке поехал на психиатрическую экспертизу.
Один из полицейских, пользуясь долгой дорогой, завел с ним разговор по душам как с бывшим сотрудником и ветераном
Он сумел разговорить Виталия: тот подробно и очень цинично рассказал все подробности преступления. Хвастаясь, Бережной добавил, что был в курсе всех подробностей поисков девочки, поскольку часто беседовал с волонтерами и даже ходил в штаб. А еще он следил за розыском через СМИ и сайт «Лизы Алерт». Позже запись бортового регистратора автозака легла в уголовное дело.
Психологи и психиатры никаких расстройств или заболеваний у Бережного не нашли.
«Бережной — хитрый, циничный, изворотливый человек, считающий себя центром вселенной. Его вели животные инстинкты», — отметил в беседе с «Лентой.ру» источник в правоохранительных органах.
Ловушка из улик
Виталий Бережной, которого в первый же момент после ареста удалось разговорить, долго не понимал, что ему грозит, — он почему-то думал, что доказательств преступления, кроме его собственных слов, нет. Он с самого начала планировал заявить, что оговорил себя под пытками — и неоднократно рассказывал об этом сокамерникам. На случай, если все пойдет не по плану, ветеран Чечни собирался симулировать расстройство личности. А еще он знал наверняка, что попросит суд присяжных.
Но тот факт, что даже без всяких признаний у следствия много доказательств против него, стал для Бережного полной неожиданностью
Эксперты, исследовав его телефон, смогли извлечь из памяти устройства порнографические ролики, в которых жертвами преступлений были маленькие девочки. Один из них Бережной смотрел в ночь перед убийством: по очень похожему на него сценарию была убита и Настя Муравьева.
Следствие, изучив записи камер видеонаблюдения и данные операторов сотовой связи, восстановило маршруты Виталия — и 30 июня, и 17 августа. Генетики обнаружили его биологические следы и на теле убитой девочки, и на ее одежде, и на скотче, которым были связаны ее руки и обмотан кокон с телом погибшей.
А в квартире, которую Бережной арендовал и к которой никто, кроме него, доступа не имел, следователи нашли биологические и генетические следы убитой девочки: и на диване, где совершалось преступление, и в нише за стиральной машиной, и в холодильнике.
В организме обвиняемого эксперты нашли признаки длительного применения наркотика
Кроме того, и гражданская супруга Бережного, и его коллеги дали показания, что он в июне постоянно принимал запрещенное вещество, в связи с чем даже стоял вопрос о его увольнении. В свою очередь сокамерники Бережного рассказали оперативникам, что тот намерен заявить о пытках и расстройстве личности — по совету нового адвоката.
15 сентября минувшего года Виталий Бережной отказался от сотрудничества со следствием. Впрочем, это ничуть не помешало ему уже в октябре подробно рассказать о преступлении во время конвоирования на экспертизу. Попытки заявить, что признательные показания он давал под пытками, были опровергнуты медиками: следов пыток просто не нашли.
***
Елена Шихова, адвокат Виталия Бережного, в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» заявила, что следствию ничего не удалось доказать, а все показания, ранее данные ее клиентом, якобы были получены под пытками. При этом своего подзащитного Шихова описала как вменяемого и ранимого человека, получившего душевную травму во время войны в Чечне.
Все доказательства, которые есть в деле, адвокат считает фальсифицированными — и генетику, и биллинг, и даже обнаруженные в квартире следы. «Здравые люди, которыми являются присяжные, сумеют сложить один плюс один — и все поймут сами», — заявила Шихова.
Как установили следователи, Настя Муравьева стала единственной жертвой Виталия Бережного: к другим преступлениям против детей в Тюменской области и Сургуте (ХМАО), о чем ранее писали СМИ, он оказался непричастен.