Войти в почту

Искусственный интеллект манипулирует людьми

ПОБЕДИТ ЛИ МАШИНА ЧЕЛОВЕКА?

Искусственный интеллект манипулирует людьми
© Мир новостей

Стоит заметить, что искусственный интеллект (ИИ) - понятие широкое. Даже калькулятор можно считать таковым. А сегодня уже появляются и роботы - не просто машины, а созданные по образу человека, которые, например, работают в банке или на ресепшен. Это уже тревожит: может, завтра такой робот заменит нас на рабочем месте? Это прикладной искусственный интеллект, но опасность представляет, считают специалисты, сильный ИИ - сверхразум будущего.

А предпосылки есть. Полвека назад у человечества появился вопрос: победит ли машина человека? В 1968 году международный гроссмейстер, шахматист Дэвид Леви даже заключил пари: он заявил, что ни один компьютер не победит его в течение 10 лет. И он выиграл спор. Но прошло время - и машины стали умнее! Леви проиграл в 1989 году программе Deep Thought. Позже с этим компьютером состязался Гарри Каспаров - сначала выиграл, но чуть позже и он проиграл искусственному разуму.

«Через 30 лет роботы смогут делать практически все, что умеют делать люди», - предупреждает Моше Варди, израильский профессор вычислительной инженерии и директор Института информационных технологий Кена Кеннеди при Университете Райса. Он считает, что в конце концов роботы отнимут работу у половины жителей Земли.

ЗА НАС РЕШАЮТ РЕКЛАМНЫЕ РОЛИКИ

Мы можем видеть влияние искусственного интеллекта и в бытовой жизни. Все мы активно пользуемся интернетом и соцсетями. Оказывается, ИИ решает все за нас, а мы этого даже не замечаем! По мнению доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАО Александра Кондакова, искусственный интеллект, влияя на нас через соцсети, приводит общество к деградации.

Реклама вообще имеет свойство работать с психикой, влияя на наш выбор. Мы подсознательно принимаем решения не по собственной воле - за нас решает реклама. Работает она и в соцсетях: не успели мы обсудить с друзьями свое желание что-то купить, как алгоритмы соцсетей подкидывают нам рекламу этого товара. И наоборот: наталкиваясь постоянно на рекламу того или иного товара или услуги, мы вдруг решаем приобрести это, хотя вроде бы нам было не нужно. Александр Кондаков считает, что интернет-пользователи приобретают до 80% товаров и услуг, пользуясь рекомендациями искусственного интеллекта, а не своим желанием: «Искусственный интеллект моделирует поведение человека-пользователя, подталкивает к выбору популярных или специально продвигаемых решений. И тут возникает очень серьезный вопрос: получается так, что лучшее решение - самое простое. И это деформирует сознание пользователя, превращается в философию жизни».

Ученый полагает, что таким образом искусственный интеллект не просто манипулирует нами, а внушает нам иные ценности, что опасно, - так общество может изменить свои принципы и мировоззрение.

По мнению психолога Светланы Фалалеевой, социальные сети и реклама могут негативно влиять на определенный тип людей — это легковнушаемые, зависимые от чужого мнения пользователи интернета: «Такие люди не умеют мыслить самостоятельно, принимать решения, и поэтому им нужен внешний индикатор для каких-либо действий или умозаключений». Специалист считает, что на умеющих думать и рассуждать искусственный интеллект негативного влияния не окажет.

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ «РОБОТИЗАЦИИ» ОБРАЗОВАНИЯ?

Еще одна опасность, которую видит Кондаков в бурном захвате искусственным интеллектом различных сфер нашей жизни, - внедрение его в образование. Ученый убежден, что ИИ не может отвечать на сложные вопросы. Кроме того, искусственный разум не владеет EQ, попросту говоря, эмоциями, а значит, не сможет научить детей творчески подходить к решению различных задач.

Но с точки зрения психологии искусственный интеллект не может повлиять на развитие и IQ людей в том случае, если человек сам захочет получать знания и развиваться в любых интересных ему направлениях. «Даже в самых глухих деревнях, где нет ИИ, люди находят способы быть образованнее и умней. Также и в мегаполисах наличие ИИ не влияет на людей, которые занимаются любимыми полезными делами и стремятся к развитию», - полагает Светлана Фалалеева. Ну а вот если человек не заинтересован в саморазвитии, то машинный разум может вполне захватить его ум. Без собственных усилий, направленных на расширение своего кругозора, углубление знаний, мы будем обречены на бедность мысли и деградацию.

Школьники, безусловно, должны учиться в живых классах и там получать первые жизненные опыты, говорит психолог. Это важно для становления личности. «Думать, сталкиваться с трудностями, принимать решения, спорить, ошибаться, взаимодействовать с другими детьми, помогать друг другу необходимо для каждого человека с раннего детства. Иначе наших детей ждет не только снижение умственных способностей, но и неумение общаться с людьми», - замечает Светлана Фалалеева.

И тем не менее мы не можем отрицать и плюсов искусственного интеллекта. Он дает нам возможность мгновенно получать информацию, развивать все сферы современной жизни. «Искусственный интеллект приносит пользу во всех направлениях - медицине, промышленности, торговле, изучении космоса и океана. Это делает нас более свободными и дает возможность не растрачивать свои жизненные ресурсы», - считает Светлана Фалалеева.

Но все же создан искусственный разум был человеком. Управляем им мы. «Человеческий мозг уникален, - напоминает психолог. - И он на пьедестале».

Евгения Кузнецова.

Фото: ADOBE STOCK