Трусы из лавы и эксперименты с гравитацией: как нижегородцы создают моду будущего

Примерить на себя костюм из растений, неоновое нижнее белье или футуристическое платье из металла, приобрести актуальные новинки, не захламляя при этом гардероб, — такие возможности открывает виртуальная мода.

Трусы из лавы и эксперименты с гравитацией: как нижегородцы создают моду будущего
© В городе N

Digital-одежда завоевала популярность в эпоху цифрового контента. Индустрия привлекает дизайнеров всего мира, не обойдя стороной и Россию. О том, какая она — мода будущего — и каковы ее перспективы, редакция ИА «В городе N» поговорила с нижегородскими экспертами. В частности, с Александром Курманиным — первым виртуальным дизайнером среди наших земляков.

Цифровая одежда не существует в реальной жизни: она создается в специальных 3D-программах и накладывается на виртуальную модель или фотографию настоящего человека. Digital-вещи могут быть анимированными или статичными. Они во многом повторяют свойства настоящих предметов одежды, точно так же создаются по лекалам, которые сшиваются в компьютерной программе. Виртуальные ткани, как правило, имитируют свойства физических, однако дизайнеры могут экспериментировать с материалами, формами и образами. По данным зарубежных исследователей, популярность digital-одежды сильно выросла весной 2020 года, во время локдауна из-за пандемии коронавируса. Закрытые в четырех стенах интернет-пользователи могли обновить гардероб, не выходя из дома, а производители — выпустить новые коллекции в виртуальном формате и проверить, какие модели будут пользоваться спросом. Первым в России цифровым дизайнером стала Регина Турбина, основательница площадок Replicant fashion и Artisant. А первым отечественным обладателем виртуального наряда стал журналист и медиаредактор «Яндекса» Даниил Трабун. В марте 2020 года он приобрел свитошот и брюки у Регины Турбиной за 5 000 рублей.

Digital-мода vs перепроизводство

Оценить преимущества виртуальной одежды пока могут далеко не все: в основном сами дизайнеры, а также те, кто публикует контент и зарабатывает в интернете. Впрочем, у цифровых технологий будущего есть явное достоинство — они исключают перепроизводство и поэтому более экологичны. Как это работает, объяснила нижегородский исследователь моды, автор книг и лекций о моде и стиле Наталия Ксенчак.

Преимущества виртуальной одежды в том, что она снижает производство реальных предметов. Да, конечно, огромное количество людей остаются без работы (те, кто выращивает хлопок, например, кто его обрабатывает, кто работает на производстве тканей и пошива одежды, байеры, работники магазинов — множество людей из цикла создания вещей). Но индустрия моды по-прежнему остается одной из мировых лидеров по загрязнению окружающей среды: отбеливающие вещества, красители и так далее, а затем тонны отходов. Виртуальная одежда в этом смысле экологичнее, — подчеркнула Наталия Ксенчак.

vk.com/ Наталия Ксенчак

Эти же достоинства привлекают представителей модной индустрии — начиная с самих дизайнеров и заканчивая Instagram*-инфлюэнсерами и трендсеттерами.

Даже блогеры, которые ведут соцсети, посвященные моде и стилю, могут не загромождать свои гардеробные вещами, которые наденут пару раз, а купить их изображение. Кроме того, они могут позволить себе за небольшие деньги приобрести наряды от кутюр, а дизайнерам легче самовыражаться и творить Высокую моду, свободную от силы гравитации и других законов физики, — рассказала исследователь моды.

Что касается цен, то, для сравнения, капсулы с кокошниками из самой дорогой 3D-коллекции российского бренда Alena Akhmadullina стоят по 15 тысяч рублей, тогда как некоторые платья модного дома оцениваются в несколько сотен тысяч. В 2018 году известный норвежский бренд Carlings продавал вещи первой в мире виртуальной коллекции всего за 10–30 евро. На тот момент эти цены были демократичными даже для российского рынка.

Скриншот: akhmadullina.ru

Виртуальные луки в обыденной жизни

Учитывая растущую популярность цифровой моды, можно представить себе мир, в котором такая одежда пользуется спросом не только у блогеров, но и у всех остальных. Впрочем, уже и сейчас многие используют технологии виртуальной или дополненной реальности — это, например, маски в zoom-конференциях или в Instagram*.

Виртуальная мода — это то, что надолго входит в нашу жизнь и скоро станет обыденным явлением. Таким же, как например, фильтры в видео-камере. Я уверена, что скоро мы сможем менять на себе одежду в настройках камеры так же легко, как сейчас улучшаем цвет лица или рисуем макияж (лично я активно пользуюсь бьюти-фильтрами, так как нахожусь в декрете, но иногда надо выйти в эфир), — сказала Наталия Ксенчак.

Наконец, наша жизнь станет значительно проще, когда появится возможность мерить одежду не выходя из дома. Достаточно будет загрузить фотографию или включить режим AR, чтобы посмотреть, как сидит комплект на фигуре и определиться с его цветом. Это сэкономит время, которое мы сейчас тратим на шоппинг.

Виртуальная примерка одежды может стать столь же обыденным делом как и онлайн-покупки. Разработчики диджитал-одежды учитывают материалы, из которых шьется реальная вещь, и поэтому покупатель может даже посмотреть, как будет вести себя ткань на его теле: где будут появляться складки, например. Кстати, этот фактор уже помогает дизайнерам отшивать реальную одежду, ведь проектирование в программе помогает сразу оценить, как будет себя вести материя на теле, — рассказала эксперт.

По мнению Наталии Ксенчак, у цифровых вещей есть только один существенный недостаток.

Из минусов, пожалуй, назову то, что виртуальная одежда остается только в виртуальном пространстве. Хотя учитывая, сколько мы проводим времени в интернете, это тоже перестает быть проблемой. Но что, если интернет отключится? — объяснила Наталия.

От ткани к цифре

Нижегородец Александр Курманин увлекается модой с 4 лет. Свою деятельность виртуального дизайнера он начал в 2020 году в пандемию, а ранее занимался созданием физической одежды.

Вышло это случайно — я листал новости в инстаграме* и увидел, что все обсуждают какую-то цифровую одежду. Затем я стал изучать эту тему и решился начать делать ее — примерно полгода делал ее «в стол», пока изучал функционал программного обеспечения, а потом начал постить свои работы в тот же самый Instagram*, — рассказал Александр.

3D-модели одежды дизайнер создает самостоятельно. На разработку каждой в редких случаях требуется до 2–3 недель, но чаще всего работа занимает у Курманина от 3 до 5 дней. Александр признается, что виртуальная мода стирает все границы воображения. 

Когда ты работаешь с цифрой, то тебе открыты буквально все приемы и технологии пошива, а еще нет привязки к «реальным» проблемам — гравитации, нехватке материала, маленькому разнообразию тканей. В цифровом мире можно сделать абсолютно все — хоть трусы из лавы, хоть вечернее платье из лунной породы. Я в принципе люблю экспериментировать — это же так весело! Когда я работал с настоящей тканью, я всегда выходил за стандарты и делал что-то непонятное, в работе с цифрой то же самое, — поделился дизайнер.   В видеоигре и на другой планете Александр Курманин экспериментирует во многих стилях, но самым любимым считает футуризм. Всегда интересно представлять ситуации из будущего и анализировать, как одежда может помочь, — говорит дизайнер. Например, в одной из первых коллекций — Chromatica, отсылающей к одноименному альбому американской певицы Леди Гаги, Курманин показывает одежду, которая спасет исследователя выдуманной планеты от перепадов температур и кислотных дождей. По словам дизайнера, у него много источников вдохновения. Основные — музыка, видеоигры и окружающая среда. Среди его цифровых работ, например, неоновые костюмы в эстетике приключенческой ролевой игры Cyberpunk 2077 (18+), блестящие платья с ромашками, вдохновленные песней Кэти Пэрри «Daisies», модели, отсылающие к трекам Бритни Спирс, Леди Гаги, Дэвида Боуи, Charli XCX, британской группы Ladytron. Некоторые работы появляются как результат рефлексии на определенные темы. Самым смелым экспериментом Александр Курманин считает свою последнюю коллекцию для недели моды в Нью-Йорке. Там рассказывается тема секса, фетишей и тем, которые не принято обсуждать, — поделился дизайнер. Фантазии с советскими панельками Не так давно Александр Курманин создал на продажу коллекцию уличной одежды, которая, кажется, должна быть близка и понятна каждому нижегородцу, чье детство прошло в районах с советской застройкой. На брюки, пальто и свитшоты нанесен принт в виде панельных многоэтажек. Сейчас реальные вещи из этой коллекции можно купить за 10-38 долларов. Этот дизайн отсылает к моим детским воспоминаниям — я постоянно видел серые и скучные дома и фантазировал: что находится за этими зданиями? Как оказалось, за этой мрачной серостью скрывается счастливое будущее и мир, полный красок, — говорится в описании моделей. Это одна из моих любимых коллекций — она была создана для всемирно известного магазина SHEIN. Сначала я создал модели в 3D, а затем их отшили и успешно продают по всему миру — очень круто читать отзывы людей из разных стран. Эта коллекция стала первой, на которую меня вдохновило детство и реальная история, — рассказал Александр Курманин. Также дизайнер участвовал в создании коллекции виртуальной одежды для фестиваля Intervals, который проходил в 2021 году перед 800-летием города. Три цифровых лука вдохновлены архитектурными локациями фестиваля (например, фасадом бывшей фабрики «Маяк» или муралом уличного художника Андрея Бергера, созданного на элеваторах снесенного Мукомольного завода) и эстетикой digital-арта.  Источник: www.replicant.fashion/intervals Перспективы рынка Сейчас Александр Курманин выставляет свою виртуальную одежду на площадках Replicant fashion, Digitalax и XR Couture. По словам дизайнера, в 2020 году, когда он начал экспериментировать с цифровыми моделями, ему было легко найти платформы для продажи своих работ. На тот момент выбор был не особо большим, так что была возможность выпускать коллекции на каждой из доступных площадок. Самая лучшая (на мой взгляд) — Replicant fashion и Artisant. Обе эти площадки были созданы нашей соотечественницей Региной Турбиной, — отмечает Курманин. Как рассказал дизайнер, его одежду покупают часто, но он, как правило, работает с коммерческими заказами. Самая дорогая проданная модель ушла с аукциона DIGITALAX около года назад. На тот момент она стоила $5000. Александр Курманин регулярно сотрудничает с художниками по всему миру. Например, последнюю коллекцию для Недели моды он делал совместно с художником Хафидом. Тот работал над цифровыми моделями-аватарами и подиумом, а Курманин создавал саму одежду. Из эталонов я мог бы назвать Регину (Турбину — прим. ред), бренд Unhueman, студия Sxema. Я бы не сказал, что ориентируюсь на них, но всегда приятно смотреть на их работы, они помогают видеть уровень, на который можно равняться всем, — добавил дизайнер. Как отметил Александр, он не думает, что возможности digital-моды можно исчерпать. Сам он планирует развиваться в гейм-индустрии, которая сейчас считается одним из перспективных направлений. Я не думаю, что есть какой-то предел для цифровой моды и цифровых технологий вообще. По крайней мере, пока их не видно. Каждый день изобретают что-то новое, — убежден Курманин. Кстати, эту позицию разделяет и нижегородский исследователь моды Наталия Ксенчак. Она считает, рынок digital-одежды в ближайшие годы будет развиваться, и ему потребуется множество специалистов. Могу сказать, что сейчас виртуальная мода находится на той стадии, когда легко стать в ней лидером и первооткрывателем. Конечно, само по себе создание виртуальных коллекций намного проще, чем дорогостоящий процесс производства реальной одежды, но именно сейчас, пока рынок еще не переполнен, можно сделать себе имя. К тому же дизайнерам подобной одежды требуются и другие специалисты, которых практически нет на рынке, например, постановщики виртуальных модных показов. То есть, эта сфера со временем будет нуждаться в сотрудниках, которые обслуживают презентацию и продажу одежды, — рассказала Наталия. Инновации в материальном мире Также мы попросили нижегородского эксперта рассказать о том, какие еще направления включает в себя так называемая мода будущего. По словам Наталии Ксенчак, одна из задач, над которой думают современные дизайнеры, — снижение вреда окружающей среде от производства одежды. Этот вопрос частично решает виртуальная мода. Однако как быть с физической ежедневной одеждой, без которой человек пока не может обойтись? Насколько я знаю, во всех вузах, где обучают дизайну одежды, бывают курсовые, где студентам нужно спроектировать костюм из нетрадиционных материалов. Во времена моей учебы в ННГАСУ в 2010-х мы изготавливали одежду из пластиковой посуды, резины, — рассказала Наталия Ксенчак. Что касается не экспериментальной, а реальной моды, эксперт выделила два основных направления разработок дизайнеров. Так, создатели одежды отказываются от материалов, которые требуют убийства животных, и заменяют натуральные мех и кожу на искусственные. Также набирает популярность производство одежды из переработанных материалов, например, из пластика. Есть проекты, в которых дизайнеры собирают мусор с берега океана или вылавливают «мусорные острова», перерабатывают и шьют одежду, — отметила Наталия. Еще одним экологичным модным трендом стал апсайклинг — создание новой одежды из старой. В показах 2021 года на подиуме дизайнеры показали множество подобных вариантов, и трендсеттеры подхватили эту идею. В России есть дизайнер Владислав Аксенов, который шьет шарфы из джинсов, курток и так далее. Не секрет, что объемы производства одежды столь велики, что покупатели не могут скупить все. С этими вещами нужно что-то делать, и апсайклинг — отличная возможность дать одежде второй шанс, — объяснила исследователь моды. Умная одежда Также дизайнеры и ученые работают над созданием одежды, которая была бы более удобной и функциональной. Одна из задач — сделать вещи, защищающие от воздействий внешней среды, например морозов или осадков, более легковесными. Те шубы и пальто, которые носили наши бабушки, были тяжелыми и неудобными, сейчас же вещи уже стали очень легкими и при этом сохраняют тепло. Однако проблема с объемами такой одежды остается — и ученые уже разрабатывают тонкие материалы, — рассказала Наталия Ксенчак. Кроме того, специалисты работают над созданием «умных тканей», которые могут согревать в холод и охлаждать в жару, уничтожать бактерии, увлажнять кожу, защищать от травм и выполнять большое множество функций. Кстати, светоотражающая ткань, которая помогает пешеходам — тоже из этой категории, но уже стала обыденностью. А например, арбористы — люди, которые пилят деревья — носят брюки из материала, препятствующего получения травмы бензопилой. Волокна ткани расходятся, но не разрываются, — пояснила исследователь моды. Также в будущем станет актуальной 3D-печать одежды. С помощью этой технологии предметы будут создаваться из материалов, которые можно легко переработать, а затем сделать новую модель. Кстати, интересно, что такие технологии внедряются сначала для военных и спортсменов, а уже потом они становятся доступными и рядовым гражданам, — добавила Наталия. Хотя пока трудно представить, каким будет мир завтра и какую одежду мы будем носить, дизайнеров это не останавливает. Что бы ни случилось — пусть даже переселение на другую планету или новый ледниковый период — у экспертов в мире моды хватит фантазии, чтобы предугадать, как изменится наш гардероб.  *- компания Meta, которой принадлежат Facebook, Instagram и WhatsApp, признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена в России, однако на момент разговора с нашими собеседниками Роскомнадзор еще не принял соответствующее решение