Столичные археологи нашли литографские плиты популярных брендов XIX-XX веков
В ходе исследований типографии в Старомонетном пер. столичными археологами было найдено девять литографских плит, которые применялись для создания упаковочных и рекламных материалов в XIX-XX веках. Об этом сообщается на официальном портале мэра Москвы.
«Археологические исследования в Старомонетном пер. подарили городу целую коллекцию литографских камней XIX-XX веков. Это девять плит, которые применяли при создании печатной продукции. Скорее всего, с их помощью изготавливали упаковку или рекламные материалы для многих товаров: шоколада, одеколона, помады, консервированных овощей, водки и ликеров, косметического крема. На каждой из плит есть оттиски популярных в то время брендов», - сказано в сообщении.
Поясняется, что в середине XX века в Старомонетном пер. размещалась типография вместе со складом и гаражом. Возможно, типографские услуги здесь оказывались и ранее.
«Во время проведения археологических работ были обнаружены каменные фрагменты литографских оттисков, которые относятся к рубежу XIX-XX веков. Они попали в культурный слой благодаря тому, что прежде здесь находилась типография. Вероятнее всего, их вторично использовали в небольшой хозяйственной постройке ХХ века. Всего найдено более 100 фрагментов литографических плит с различными штампами», - цитируют в сообщении главу Мосгорнаследия Алексея Емельянова.
Как уточняется в материале, среди находок есть плиты с оттисками «Шоколадная», «Апельсиновая», «Абрикосовая», «Вишневая», «Чай №7». Кроме того, можно увидеть оттиски «Марiинскаго торговаго дома», «Парового водочнаго и ликернаго завода», находившегося в Липецке, а также наименования его продукции «Хинная водка» и ее характеристики: «№ Англiйская 0. Высший сортъ горькая».
Также на одном из литографских камней изображен Николай II. Есть штампы на польском, русском, английском и французском языках, упоминается Императорское общество любителей обществознания, основанное в 1863 году. Еще на одном камне есть название и символика Всемирной выставки в Париже, проходившей в 1900 году (Exposition universеlle internationale 1900). Интерес представляет литографская плита с полихромными штампами этикеток губной помады производства товарищества «Раллен». Примечательно, что здесь есть технические указания цветов для каждого оттиска. Часть печатей посвящена торговым маркам консервов: «Пикули смесь», «1-ое Кустарное Кулинарное Производство вкусовых консервов», «Карнишоны».
Кроме того, можно увидеть производственные штампы парфюмерной фабрики Генриха Брокара («Цветочный о-де-колонъ») и упоминание легендарной кондитерской фабрики «Эйнем» и ее продукции (позже стала «Красным Октябрем»): Chocolat Noisette aux noix entieres Einem Moscow, «Шоколадъ Ноазеттъ съ цѣльными орѣшками Эйнемъ Москва». На одной из плит указан некий продукт Metamorphosa. Предположительно, так назывался крем для выведения веснушек. Сейчас археологи изучают найденные литографские плиты. Затем их планируют передать в столичные музейные фонды.