В Архангельске открылась выставка о роли красного цвета в русском искусстве

АРХАНГЕЛЬСК, 8 апреля. /ТАСС/. Выставка "ПреКрасное" о роли и трансформации красного цвета в русском искусстве от древности до наших дней открылась в пятницу в Усадебном доме Е.К. Плотниковой государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" в Архангельске, рассказала ТАСС куратор выставки Ольга Кулешова. В экспозиции представлены старинные скульптуры, предметы быта и полотна современных художников, часть экспонатов выставляется впервые.

"Сегодня открывается наш масштабный проект "ПреКрасное". Первоначально стояла задача показать красный цвет как художественное средство, как инструмент эмоционального воздействия на зрителя. Но чем глубже мы погружались в эту тему, тем очевиднее становилось, что красный цвет - это связующая нить с предыдущими поколениями, что он уводит нас в глубины русской истории и культуры. И за красными полотнами абстракционистов подтянулись красные наряды, красные прялки, красная скульптура, иконопись. Красный цвет - это универсальный способ проникнуть вглубь нашего культурного кода", - сказала Кулешова.

Восприятие красного в дохристианскую и раннехристианскую эпоху показано через скульптуры и расписные прялки. Для мезенской росписи самый известный элемент - стилизованные кони, а для пермогорской росписи характерны растительные орнаменты и жанровые сцены, но и там и там преобладает красный. Шкатулки, детские игрушки на севере тоже зачастую красили в этот цвет. Красный был присущ праздничной и повседневной одежде, которая также представлена на выставке. А из вышитых поясов, полотенец и скатертей собрана композиция в стиле супрематистов.

Самый древний экспонат на выставке - икона Параскевы Пятницы XVI века. "С иконы Параскевы великомученицы начинается галерея русского изобразительного искусства. Параскева традиционно изображается в красных одеждах, как символ христианской жертвы, символ страдания и потом символ воскрешения и преобразования", - пояснила собеседница агентства. Очень активно использовали этот цвет и непрофессиональные иконописцы, их работы тоже показаны в экспозиции. Такие любительские иконы называли краснушками.

Глубинный смысл красного

В русском классическом искусстве красный, как и другие цвета, несет в основном декоративную нагрузку, но к началу XX века он опять приобретает глубинный смысл. В работах Филиппа Малявина, Абрама Архипова, Бориса Кустодиева этот цвет передает энергию и силу русского характера. В работах Кузьмы Петрова-Водкина красный цвет выражает высшие, философско-религиозные ценности. Другая его работа - "Богоматерь. Эскиз фрески для Кронштадского собора" - на выставке представлена впервые. "Это, конечно, наша гордость, что мы ее осмелились представить. Как не показать Петрова-Водкина, если ты хранишь его в коллекции, - пояснила куратор. - А на этой выставке появилась возможность его показать, потому что, конечно, красный цвет в его творчестве основной, философский, глубинный цвет, с которым он связывал внутреннюю духовность русского человека".

Впервые также показали работы Алексея Козлова, которого называли русским Ван Гогом. Как пояснила Кулешова, его картины настолько яркие, что в любом другом окружении перетягивают на себя внимание. "И тут появилась возможность в его естественном красном цвете представить его на этой выставке. Это такие постимпрессионистические мощные полотна, которые энергетически выходят за пределы холста, - добавила она. - Красный рядом с синим немного гасит свою яркость, а красный рядом с желтым, как у Козлова, еще больше заряжает мажорной тональностью".

На выставке представлены "барановские" платки, созданные товариществом-мануфактурой Барановых в XIX веке. Для них характерны яркие узоры на красном фоне. В советское время эти узоры трансформируются в надписи, например, "Слава нашему учителю Ленину", при этом не нарушается композиция, присущая этим платкам.

Выставка продлится до третьего мая. В ее рамках запланированы встречи с художниками, лекции о народном костюме и творчестве, концерты и спектакли.