Задержанные в Финляндии картины из русских музеев вернут. Станет ли кейс прецедентным?
Власти Финляндии в ближайшие дни вернут в Россию предметы музейных коллекций, задержанные на границе. В Еврокомиссии пояснили, что произведения искусства не попадают в санкционный перечень, сообщили в Минкульте.
Три машины с полотнами задержали 3 апреля. Сначала многие подумали, что это морозовская коллекция. Позже прояснилось, что речь о картинах, которые экспонировались в Италии и принадлежат Эрмитажу, Третьяковке, музеям-заповедникам «Царское Село», «Павловск», «Гатчина». В музеях произошедшее не комментировали. В среду финская таможня заявила, что грузы имеют отношение к предметам, входящим в список европейских санкций. Была начата проверка.
Теперь же, по словам главы Минкульта Ольги Любимовой, Еврокомиссия дала разъяснение, что экспонаты не попадают в санкционный перечень. Под ограничениями, по идее, могли оказаться только работы из частных собраний. Ожидается, что картины вернутся в Россию в эти выходные. Ситуацию на финской границе и ее разрешение можно считать прецедентными, указывает директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:
Елизавета Лихачева директор Государственного музея архитектуры имени Щусева «В данном случае прецедент не столько история с вещами, застрявшими на финской таможне, сколько прецедентно решение Европарламента. Культурные ценности выведены из-под санкций, очевидно, что это окончательная позиция, которая не будет пересмотрена в ближайшее время даже под каким-то внешним давлением. Теперь становится понятно, что вещи вернутся, и это открывает путь для улучшения отношений. То есть это та база, на которой впоследствии, когда ситуация изменится, можно будет выстраивать новые отношения. Я очень рада, что у европейских политиков, в частности в Еврокомиссии, проснулись мозги наконец и они поняли, что совсем запрет на перевоз и конфискацию культурных ценностей, принадлежащих музейным собраниям, — это шаг, который окончательно разрушает даже надежды на нормализацию отношений в будущем».
Всего на конец марта за рубежом экспонировались 27 выставок, где были представлены картины из российских музейных собраний, сообщал на днях спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Как будет с их возвращением, точно сказать пока нельзя. В культурном сообществе не утихают споры вокруг коллекции Морозовых, которая застряла в Париже. Ее судьба прорабатывается на уровне французского правительства. Крайний срок возвращения работ по соглашениям — 15 мая, продолжает искусствовед и администратор телеграм-канала о культурных инсайдах «Ку-ку» Ксения Коробейникова:
Ксения Коробейникова администратор телеграм-канала о культурных инсайдах «Ку-ку» «По данным моего источника из Европарламента, французы зарубили возврат коллекции самолетом, потому что Air France боится попасть под санкции. Скорее всего, вывезут все через Германию и Финляндию. И если так, то сначала поедут грузовики, потом — корабли или паром, а потом — снова грузовики. Проще было бы через Польшу или Прибалтику, но не рискнули: там коллекцию могут арестовать. Эту схему согласовали на уровне премьеров, насколько мне известно. В теории она звучит гладко, но на практике есть нюанс: не могут найти нужное количество специализированных грузовиков — они должны быть с рефрижераторами».
По данным эксперта, под арест из картин в морозовской коллекции может попасть работа, принадлежащая Петру Авену, так как он находится под санкциями. Полотно, принадлежащее миллиардеру Вячеславу Кантору, вернут. Работу отправили от его Музея искусства авангарда. Картину, владельцами которой являются предприниматель и меценат Владимир Семенихин и его жена Екатерина, тоже должны отдать, поскольку они получили суверенные гарантии наряду с главными государственными музеями. Пара предъявила свой дипломатический статус: Екатерина — почетный консул России в Монако, а Владимир — почетный консул в Казахстане.