Войти в почту

Из бизнеса - в иконопись

За свою карьеру Елена Верховская, педагог по первому образованию и маркетолог по второму, 10 лет проработала директором по маркетингу в газете The Moscow Times, а позже открыла свое event-агентство, которое делает проекты в области устойчивого развития. А еще много лет она реализует благотворительные инициативы, например, сегодня это программа «Сказки доброты». Средства от продажи икон и издания книг (корпоративных подарков к Новому году) направляются на лечение детей в благотворительный фонд «Клуб добряков». За 10 с небольшим лет существования программы было собрано больше 15 миллионов рублей.

Из бизнеса - в иконопись
© Мир новостей

В детстве Елена никогда не рисовала. А вот в 30 лет, после непростых обстоятельств в личной жизни в связи с разводом, внезапно начала заниматься творчеством. «Началось с увлечения живописью, а потом возникло непреодолимое желание написать икону. Жизнь преподносит иногда такие знаки, от которых отмахнуться не получается. А если есть сигнал, то надо действовать, - рассказывает Елена. - Я получила благословение у батюшки, прошла курс иконописи и написала первый образ Архангела Михаила».

К БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

Сначала женщина писала иконы в подарок друзьям и знакомым, а потом пришла идея помогать. «Мне никогда не нравилось рисовать «в стол». Всегда хочется, чтобы была какая-то польза от того, что делаешь. Наверное, поэтому я пошла по пути от творчества к благотворительности», - считает Елена.

Мысль про возможность активной помощи другим пришла в тот момент, когда одна из картин приняла участие в небольшой выставке в ЦДХ и был даже издан небольшой каталог работ. Как раз тогда и оформилась идея проекта «Сотвори себя» - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не просто занимались арт-терапией, но и получали признание. За время существования проекта были изданы альбомы с рисунками и фотографиями, состоялись настоящие профессиональные выставки в Московском музее современного искусства и Московском доме фотографии. А еще важно было оказать помощь в сборе средств на лечение детей. Ведь чтобы творить, необходимо решить первоочередные задачи со здоровьем. Проект шел легко - его делало издание крупного издательского дома с сильной медиа­поддержкой.

А потом началось свободное плавание, собственный бизнес, где ресурсов было в разы меньше. Однако благотворительность уже стала важной частью жизни, поэтому была запущена программа «Сказки доброты». Начало положила одноименная книга, изданная совместно с издательством «Эксмо», где в один сборник были включены рассказы и сказки детей с ограниченными возможностями и известных писателей - Людмилы Улицкой, Дарьи Донцовой, Дины Рубиной.

«Для меня иконы не заработок. Я как-то не готова брать за них деньги. Пишу для храмов и в благотворительных целях. Вырученные средства направляем на лечение детей», - говорит Елена Верховская. В рамках проекта «Сказки доброты» ежегодно готовится электронный каталог картин и икон. Все желающие, часто это воцерковленные и обеспеченные люди, могут выбрать понравившуюся работу, которую передают в подарок жертвователю, а средства направляются в «Клуб добряков» на оплату лечения российских детей. «Очень трудно заниматься благотворительностью без веры. Потому что, когда видишь страдания, особенно детей, возникает ужасная мысль про несправедливость. Но вера дает силы, смысл. Потому что Бог всегда с теми, кто страдает, кому тяжело. Наша задача - самим стремиться к нему», - продолжает наша героиня.

За годы, посвященные иконописи, Еленой написано уже более 100 икон. Было ли страшно погружаться в такое духовно непростое дело, как иконопись? «Страшно в первую очередь от своего недостоинства. Иконопись — это святое дело, а я грешный человек, который пришел к Богу уже в зрелом возрасте, когда позади множество ошибок, - объясняет Елена. - Когда пишешь икону, важны пост и молитва, приходит много мыслей».

К КУПОЛАМ ПРАДЕДА

Однажды во время путешествий по России Елена попала на родину своего прадеда в город Вичуга Ивановской области. «Золотые купола Воскресенского собора, к созданию которого причастен мой прадед, видны с дороги. Здание по композиции ориентировано на формы архитектуры Успенского собора и Московского Кремля, - вспоминает Елена. - Майоликовое панно в стиле модерн было выполнено на Абрамцевском гончарном заводе и состояло из 12-14 тысяч керамических плиток. В советское время храм был серьезно разрушен, и сейчас батюшка занимается его восстановлением».

Когда Елена Верховская впервые попала туда, то на нескольких стенах вместо икон висели напечатанные картины святых. Елена предложила свою помощь, и ее благословили написать несколько образов - Казанской и Иверской иконы Божией Матери, затем для этого же храма была написана икона «Неупиваемая Чаша».

ПИСАТЬ ИКОНЫ ДЛЯ ХРАМОВ – ОГРОМНАЯ РАДОСТЬ

Чудотворная икона «Скоропослушница», которая хранится в мужском монастыре Дохиар на Святой Горе Афон, — это особенно важный образ для Елены и ее семьи: с ней связаны поездки в Грецию по святым местам, воцерковление мужа и рождение долгожданного сына. «Мне посчастливилось писать этот образ несколько раз, и одна из этих икон даже побывала на Афоне, - рассказывает Елена Верховская. — Это было непростое путешествие. Хотя мы и оформили все необходимые разрешения для выезда из России, но на таможнях каждый раз были вопросы. Но с Божией помощью настоящим чудом икона все же добралась до Святой Горы, а потом отправилась в один из храмов Кипра. Как известно, женщинам нельзя посещать Афон, но я счастлива - словно часть моей души посетила это место».

Еще одна запомнившаяся икона - для храма в Перми - «Господь Вседержитель». Она была написана Еленой буквально на одном дыхании, за несколько недель, а для большой иконы это непросто.

Есть и мечта. Елене хочется написать не отдельную икону, а иконостас полностью. Это большая и очень серьезная работа, но тем и интереснее.

ИНВЕСТИЦИЯ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Недаром весь мир восхищается работами древних мастеров, которые сохраняли традиции и секреты красок на протяжении веков. А мы сегодня с восторгом смотрим на шедевры русской иконописи. «Я стараюсь следовать правилам, пишу темперой на яичном желтке, использую натуральные краски и пигменты, покрываю готовую работу олифой. Если возникает желание попробовать какие-то современные материалы, вспоминаю опыт реставрации, и такой порыв проходит. Снимать олифу гораздо проще, чем современные лаки. Но практиковаться и учиться важно всегда, поэтому недавно я прошла курс новой техники золочения, а также чеканки. Теперь мечтаю написать большой образ с чеканкой по золоту «Взыскание погибших», список с иконы, которая хранится в Иерусалиме».

На одну икону может уйти несколько недель. Например, после глины класть золото можно только на следующий день. Олифа должна сохнуть около месяца, это вообще самый непредсказуемый процесс. Цену самой работы рассчитать трудно: доска для иконы размером 30 на 40 см стоит пару тысяч рублей, на нимб и ассист уходит около 4-5 листов золота — это может стоить около 5 тысяч рублей, так как зависит от цены на драгоценные металлы на мировом рынке. Эти расходы Елена несет сама, они не окупаются. «Для меня это творчество, которое стало важной частью жизни, по сути, моя инвестиция в благотворительность», - поясняет Елена Верховская.

КАКОЙ У ТЕБЯ ВЕКТОР?

Невозможно заниматься иконописью без веры. «Есть вещи в прошлом, за которые ужасно стыдно. Но, как говорил Петр Мамонов, главное - не где ты сейчас, а какой у тебя вектор. Когда идешь в правильном направлении, даже оступаясь или падая по пути, - в этом спасение, - рассуждает Елена Верховская. - Работа с иконами помогла мне иначе осмысливать разные жизненные моменты. Появилась внутренняя ответственность - уже не все можно себе позволить. Однажды на проповеди в храме батюшка привел цитату из «Алисы в Стране чудес»: «Нам нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Это правило работает везде - в бизнесе, образовании, отношениях. Но в первую очередь это про укрепление веры».

Марина Лепина.

Фото из архива Е. Верховской