Портреты Мэрилин Монро Энди Уорхола раскрывают темную сторону 60-х
«Если вы помните 60-е, вы там не были». Эта знаменитая шутка многое говорит о нашей розовой ностальгии по десятилетию. Веселый гедонизм Вудстока и битломании, возможно, запечатлелся в культурной памяти, но портреты Мэрилин Монро Энди Уорхола раскрывают более темную сторону свингующих 60-х, которая переворачивает нашу ностальгию с ног на голову.
Ожидается, что культовый портрет Мэрилин Монро Уорхола Shot Sage Blue Marilyn, который должен поступить в продажу на Christie's в мае, принесет рекордные ставки в размере 200 миллионов долларов, что сделает его самым дорогим произведением искусства 20-го века, когда-либо проданным с аукциона. Спустя почти 60 лет после того, как они были впервые созданы, портреты злополучной голливудской звезды Уорхола продолжают очаровывать нас.
Фото: https://www.kommersant.ru/
По словам Алекса Роттера, председателя Christie’s по искусству 20-го и 21-го веков, Мэрилин Уорхола — это «абсолютная вершина американской поп-музыки и обещание американской мечты, заключающее в себе оптимизм, хрупкость, знаменитость и иконографию одновременно». Голливудские звезды были отличными источниками вдохновения для движения поп-арт. Монро была повторяющимся мотивом не только в творчестве Уорхола, но и в работах его современников, в том числе в «Мэрилин Монро» Джеймса Розенквиста, «Я и Полин Боти», «Цвет ее ушел» и «Единственная блондинка в мире».
Скорбящая Мэрилин
Родившаяся Нормой Джин Мортенсон, но переименованная в Мэрилин Монро компанией 20th Century Fox, актриса стала одной из самых выдающихся звезд в истории Голливуда, прославившейся своими ролями в классических фильмах, таких как «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Некоторые любят погорячее». Она олицетворяла блестящий мир потребительства и знаменитостей, который поп-исполнители считали символом американской культуры 1950-х и 1960-х годов.
Хотя заявление Роттера может быть в какой-то степени правдой, у Мэрилин есть и зловещее преимущество, потому что многие из них были сняты в течение нескольких месяцев после ее неожиданной смерти в 1962 году.
На первый взгляд работы могут выглядеть как дань любимой иконе, но в этих полотнах таятся темы смерти, разложения и даже насилия. Подсказки часто можно найти в технологии производства. В одном из самых известных произведений коллекции, Marilyn Diptych, используются недостатки процесса шелкографии, чтобы создать эффект распадающегося портрета. «Выстрел Мэрилин» Уорхола состоит из четырех полотен, простреленных одной пулей в лоб. При этом творчество Уорхола так же важно, как и само произведение искусства.
Смерть и катастрофа
На первый взгляд, поверхностный гламур Мэрилин Уорхола увековечивает актрису как блондинку-бомбу ушедшей голливудской эпохи. Легко забыть о трагедии, стоящей за изображением, но частью нашего непреходящего увлечения Мэрилин Монро является ее трагедия.
Фото: https://artstartml.com/
Ее борьба с психическим здоровьем, ее бурная личная жизнь и тайна, окружающая ее смерть, были хорошо задокументированы в бесчисленных биографиях, фильмах и телешоу, включая документальный фильм Netflix «Тайна Мэрилин Монро: неслыханные записи» и грядущий биографический фильм «Блондинка». Она олицетворяет знакомое повествование о трагической иконе, которая обречена на повторение — то, что Уорхол слишком хорошо понял после того, как пережил расстрел Валери Соланас в 1968 году.
Смерть в сердце «Мэрилин» Уорхола коренится не только в горе, но и является отражением более широкого культурного ландшафта. 1960-е годы были удивительно темным периодом в американской истории 20-го века. Беглый взгляд на контекст, в котором Уорхол создавал эти образы, показывает десятилетие, отмеченное серией травмирующих событий.
Журнал Life опубликовал жестокие фотографии войны во Вьетнаме. Телевизионные передачи показали шокирующую жестокость полиции во время маршей за гражданские права. Америка была потрясена убийствами Джона Ф. Кеннеди, Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга-младшего. Кадры смерти Джона Кеннеди, снятые прохожим Авраамом Запрудером, неоднократно транслировались по телевидению. Прославленные голливудские звезды умирали молодыми и при трагических обстоятельствах, от Мэрилин Монро и Джуди Гарланд до Джейн Мэнсфилд и Шэрон Тейт.
Этому образу 1960-х годов вторит теоретик постмодернизма Фредрик Джеймсон, который описывает десятилетие как «виртуальный кошмар» и «исторический и контркультурный бэд трип». Такие звезды, как Монро, не были столь безупречны, как могут показаться на портретах Уорхола, но были «отъявленными случаями выгорания и саморазрушения».
Уорхол понимал это лучше, чем кто-либо другой. Его серия «Смерть и катастрофа» исследует зрелище смерти в Америке и утверждает, что 1960-е годы были временем беспокойства, террора и кризиса. Серия состоит из обширной коллекции фотографий реальных бедствий, сделанных методом шелкографии, включая автокатастрофы, самоубийства и казни, взятых из газет и полицейских архивов. Известные смерти также являются центральной темой сериала, в том числе портреты Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и Джеки Кеннеди — все они связаны со значительными смертями или околосмертными переживаниями.
Фото: https://kudamoscow.ru/
«Смерть и катастрофа» появились в 1962 году, когда соратник Уорхола Генри Гельдзалер предложил художнику прекратить создавать «утверждения жизни» и вместо этого исследовать темную сторону американской культуры: «Может быть, в Америке не всегда все так сказочно. Пришло время для какой-то смерти. Это то, что происходит на самом деле». Он вручил Уорхолу экземпляр New York Daily News, что привело к первой картине-катастрофе «129 Die in Jet!».
Недавняя шумиха вокруг продажи портрета Мэрилин с аукциона говорит о нашем времени не меньше, чем о нашей ностальгии по 1960-м годам. Мы решили вспомнить десятилетие во всех его великолепных красках, но раскрытие его темных моментов дает возможность переосмыслить. Возможно, Мэрилин Уорхола — не просто символ свингующих 60-х, а артефакт столь же бурного и неопределенного времени, как и наше.
Автор: Гарриет Флетчер, доцент кафедры английского языка и истории Ланкастерского университета