Николай Петров: Могут ли творческие (креативные) индустрии стать двигателем экономики России

С учетом последних событий, происходящих в мире, стало известно, что Россия зависима от зарубежных архитектурных, инженерных и технических творческих, креативных услуг. Давайте разберемся, что такое творческие (креативные) индустрии, зачем они нужны и как они могут стать двигателем нашей страны в экономическом и политическом плане.

Николай Петров: Могут ли творческие (креативные) индустрии стать двигателем экономики России
© Daily Moscow

Термин «творческие (креативные) индустрии» начал использоваться около двадцати лет назад для описания ряда видов деятельности, некоторые из которых являются одними из старейших в истории, а некоторые появились только с появлением цифровых технологий.

Это вид экономической деятельности, который связан с созданием или использованием знаний и информации. Существенную роль в производстве этих товаров и услуг играет развитие технологий и инноваций. Если вы любите смотреть какие-то трансляции в интернете, имеете подписку на разные сервисы, любите смотреть фильмы в кинотеатре, покупаете одежду — вы потребляете творческий продукт или услугу.

До недавнего времени, ни одно правительство не пыталось измерить их общий экономический вклад или стратегически подумать об их важности, за исключением, возможно, правительства США, которое в течение долгих лет защищало и поддерживало свою киноиндустрию не только из-за ее ценности для экономики США, а потому, что это спроецировало культуру и влияние США во всем мире.

Творческие (креативные) индустрии можно разделить на различные группы – реклама и маркетинг, архитектура, ремесла, дизайн, графический дизайн и мода, кино, телевидение, видео, радиовещание и фотография, ИТ, программное обеспечение и компьютерные услуги, издательская деятельность, — музеи, галереи и библиотеки, — музыка, исполнительские и визуальные искусства, а также индустрия компьютерных игр.

Некоторые ученые считают, что индустрия образования, включая государственные и частные услуги, также является частью творческих (креативных) индустрий. Таким образом, остаются разные определения секторов. В некоторых странах определения тесно связаны с искусством и культурой. В других странах используются более широкие определения, включающие например, продукты питания и гастрономию на том основании, что еда и кухня имеют как экономическое, так и культурное значение.

Капитализация творческих (креативных) индустрий в мире растет с каждым годом и на сегодняшний день приближается к $2,3 трлн.

По данным ООН, творческиереативные) индустрии стали одним из самых быстрорастущих секторов мировой торговли в 2016 году со среднегодовым ростом 8-9%.

Было замечено, что творческие отрасли становятся все более важными для экономического благосостояния, и многие считают, что отрасли 21 века будут все больше зависеть от генерирования знаний посредством творчества и инноваций. И определенно, уже сейчас, можно сделать вывод, что в постиндустриальном обществе творческие (креативные) индустрии постепенно становятся существенными драйверами экономического развития, а также, обеспечения рабочих мест, как в развитых, так и в развивающихся странах.

При этом, помимо экономических эффектов, рост сектора творческой (креативной) экономики напрямую связан с ростом показателей качества жизни и устойчивостью развития, так как актуализирует культурные, духовные ценности и развивает продуктивный потенциал населения. В то же время, характеризуемый особый сектор экономики можно рассматривать, как инструмент модернизации городов и регионов в экономически более комфортные и привлекательные для жизни места.

Творческие индустрии – это новая нефть для экономики страны Игорь Намаконов исполнительный директор комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности

По последним данным, Россия также увеличивает свою долю рынка в международных творческих (креативных) индустриях. Учитывая растущую глобальную конкуренцию в инновационной экономике, многие страны разрабатывают государственные программы поддержки творческих (креативных) индустрий.

Системная поддержка отрасли в России пока только начинает складываться. Оборот российской креативной индустрии в 2017 году составил 8 трлн рублей и с каждым годом растет.

Ежегодные продажи российского контента на внешних рынках растут на 20%. По данным Российского экспортного центра, география международных рынков, охваченных российским контентом в 2018 году, включала 140 стран.

Творческая (креативная) индустрия не только способствует привлечению иностранного капитала в Россию и увеличению доходов, но и формирует положительный имидж страны на мировой арене.

Многие страны, к примеру Индия и США используют творческие (креативные) индустрии в качестве «мягкой» силы, а именно путем формирования предпочтений других посредством привлекательности своей культуры, ценностей. Поскольку творческие (креативные) активы, производят привлекательность, таким образом у этих стран появляется способность влиять на поведение других, чтобы получить желаемые результаты.

В творческой, креативной экономике нашей страны, по данным 2019 года было занято около 2,7 млн человек (3,8% всех занятых). При этом до сих пор в нашей стране присутствуют некоторые «тормозящие» факторы, которые сдерживают развитие данного сектора экономики, а именно - отсутствие программы поддержки творческих, креативных индустрий, не закреплены полномочия по развитию и управлению сферой творческого, креативного предпринимательства, отсутствует межведомственный диалог по развитию креативных индустрий, слаборазвитая материальная инфраструктура для возможного развития творческих (креативных) индустрий.

Творческие (креативные) индустрии процветают там, где есть благоприятный климат, который создает возможности для творчества. Первая попытка определить в законотворчестве понятия и субъектов творческих, креативных индустрий была предпринята в мае 2021 года, в частности Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации — документ предназначался для внесения изменений в Закон об основах законодательства о культуре.

Закрепление понятий должно было стать основой системы государственной поддержки индустрии: предполагается, что с их помощью доля креативных индустрий вырастет до 6% ВВП к 2030 году, в 2019 году их доля составляла 2,4% ВВП.

Первые же сдвиги, появились в 2021 году когда Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.

Однако, решение существующих проблем, на мой взгляд, видится невозможным без продуманной системы поддержки творческих, креативных индустрий на федеральном и региональном уровне.

Если соответствующие меры поддержки будут приняты, то креативные индустрии могут стать полноправным сектором экономики. Обучение творческой (креативной) индустрии должно быть начато в колледжах/университетах страны. Более того, развитие таких индустрий в нашей стране могут дать людям возможность взять на себя ответственность за собственное развитие и стимулировать инновации, которые в дальнейшем могут способствовать устойчивому росту экономики страны.