Торговые центры продолжают пустеть

Из-за кризиса и ухода с рынка международных брендов трафик в торговых центрах снизился на 14-18% по сравнению с прошлым годом. Это заметно по посещаемости торговых центров Москвы и Санкт-Петербурга, сообщает со ссылкой на данные компании Focus Technologies.

Торговые центры продолжают пустеть
© BFM.RU

Посетители реже заходят в торговые центры после закрытия ряда иностранных магазинов. Арендная плата включает процент от оборота, поэтому собственники торговых центров терпят убытки.

Посетителей меньше, но зато иностранные компании, закрывшие магазины, не разорвали договоры аренды с собственниками ТЦ, отмечает отраслевой директор Российского совета торговых центров .

Олег Войцеховский отраслевой директор Российского совета торговых центров «Снижение посещаемости просматривается приблизительно на 17-18%. Наши уважаемые посетители торговых центров очень активно покупали в течение марта и реализовали достаточно большие суммы в торговых центрах. Поэтому естественно, что в среднем с марта по апрель получается более или менее нормальная общая цифра. Если раньше покупки, которые совершались спонтанным образом, могли составлять до 50% в затрате покупателя при посещении торгового центра, сейчас такого даже рядом нет, люди посещают целевым образом, соответственно, договорные отношения продолжаются между арендодателем и арендатором, эти договоры никто не разрывал, магазины закрыты, но арендаторы платят за аренду, они сохраняют товарный запас в магазинах, сказать, что площади освободились и арендаторы ушли и теперь надо немедленно их заполнять, нельзя. Мы сейчас все ждем, просчитывать какие-то сценарии пока мы не можем, смотрим, что будет происходить. Мы видим, насколько большие затраты сами закрытые арендаторы на сегодняшний день постоянно несут, но не зря же они это делают».

Глава Союза торговых центров в начале мая сообщил, что владельцы ТЦ начали активно продавать свои объекты. Он заявил, что на рынке появились порядка 100 лотов, что в два-три раза превышает показатель 2021 года.

Активность на рынках коммерческой недвижимости в целом снижена. Со спадом столкнулся и сегмент офисной недвижимости. Большинство компаний пока занимают выжидательную позицию, заключая лишь сделки по аренде небольших площадей. Комментирует генеральный директор консалтинговой компании MACON :

Илья Володько генеральный директор консалтинговой компании MACON «Последние два месяца на рынке коммерческой недвижимости происходит снижение спроса на аренду помещений в торговых центрах, да, собственно говоря, это касается недвижимости. Очевидно, что торговый сегмент наиболее болезненно воспринимает все прошлые и текущие события. Связано это с двумя факторами. Во-первых, это все-таки уход или как минимум приостановка работы нескольких брендов на территории РФ, и, по разным подсчетам, минимум 23-28% всех торговых операторов за последние два месяца пока что заморозили свою работу либо приостановили развитие в России. Есть еще один немаловажный фактор, он уже связан со спросом и потребительским поведением. Мы видим, что в апреле, в марте сумма расходов россиян на покупки товаров и услуг снижается по сравнению с прошлым годом, — люди прибегают к сберегательной модели поведения. Владельцам торговых помещений рано или поздно придется пересматривать ставки и идти на уступки по снижению арендных платежей. Сегодня пока еще до конца непонятно, насколько сильным окажется этот удар. Но если взять и сложить весь товарооборот, который мы наблюдаем на рынке в течение майских праздников, то по сравнению с прошлым годом падение составляет 14-16%. В ближайший месяц точно никакой тенденции по улучшению не будет».

Негативное влияние на рынок в целом, считают эксперты, оказывает снижение покупательной способности населения на фоне кризиса.