Мастерица из села Петровка возрождает старинные ремесла

Что отложилось в душе - Работаю я по настроению, - говорит мастерица. - Утром встала – думаю: "Хочу порисовать". Беру в руки пастель. Она мне больше всего нравится, хотя я писала картины и маслом, и акварелью, и гуашью. Рисовать больше всего люблю зимние пейзажи. А интерес к народной культуре у Валентины Андреевой – с детства. - Мама у меня очень хорошо вышивала, - вспоминает она. - Владела всеми техниками этого ремесла. Одна бабушка вязала, другая шила. Разговаривали в основном пословицами и поговорками. Когда я шла на экзамен, бабушка напутствовала: "Или в стремя ногой или в пень головой". А если мне что-то не хотелось делать, говорила: "Маленький дождишка – лодырю отдышка". Все это отложилось в памяти. Позднее я как-то попросила у мамы поделиться секретами ее ремесла. И сама увлеклась им. Муж уйдет на работу, а я сына Антошку уложу спать и - к лампе, вышиваю. Первый блин был комом. Но потом дело пошло. В юности Валентина была фигуристкой, но после серьезной травмы пришлось задуматься о другом будущем для себя. Поступила в культурно-просветительское училище, была солисткой танцевальной группы Волжского народного хора. Потом организовала свой хореографический коллектив. Прежде чем поставить какой-либо танец, тщательно изучала традиции того или иного народа, особенности национальных костюмов. Когда в девяностые годы жила с семьей на Севере, в Тобольской области, окончила там курсы по художественной обработке кожи и меха. Валентина начала шить шапки для заработка. Потом с помощью подруги освоила резьбу по дереву и бересте. Стала делать туеса – сначала себе, потом на заказ. А затем организовала с подругой школу промыслов и ремесел. - Вела уроки технологии, преподавала мировую художественную культуру, - рассказывает Валентина Андреева. - Приезжали туда мастера из Тобольского музея. Дедушка, по национальности ханты, учил желающих ткать из крапивы и шить одежду из рыбьей кожи. Там я освоила несколько ремесел. "Матушка" в Петровке Главный ее интерес связан с историей края, который стал для нее родным после переезда сюда. - Вообще, историей я увлекалась с детства, - говорит Валентина. - Мне всегда были интересны сказания, былины. На территории Борского района издавна в мире и согласии живут русские, мордва, чуваши, удмурты, марийцы, украинцы, казаки. У каждого народа - свои традиции, свои любимые ремесла. Изучая историю этого края, мастерица общалась со многими старожилами, работала с архивными материалами. Двенадцать лет назад она перенесла инсульт. Спасение нашла в творчестве. Вышивание и другие виды рукоделия помогли восстановить мелкую моторику. Вместе с единомышленниками Валентина открыла в Петровке этнографическую гостиную "Анкли" (в переводе с финно-угорского - "матушка"). Жительницы села занимаются старинными ремеслами - ткут, шьют, вяжут, вышивают. - Безделье у наших предков считалось грехом, - говорит мастерица. - Дурные мысли и поступки - все это от праздности. У славянок было своеобразное разделение труда. Девушки и молодухи занимались вышивкой. Женщины средних лет шили. А бабушки пряли и вязали. За рукоделием все собирались вместе, пели, шутили, рассказывали друг другу какие-то истории. Раньше, как только в семье рождалась девочка, родители покупали ей все, что требуется для рукоделия. А в четыре с половиной года малышке уже давали иголку в руки. Главной заботой для девочки была подготовка приданого - постельного белья, одежды. Если проходила молва, что девушка "неткаха", сватов ей было не дождаться. Многое из того, что раньше размещалось в сундуках невест, теперь создают Валентина Андреева и ее ученицы. По старинным традициям вышиты украшенные славянскими узорами рушники. - К свадьбе девушка должна была заготовить целый сундук рушников, предназначенных на подарки, - поясняет Валентина. - Все они были не похожи друг на друга, отличались узорами. Для обряда венчания тоже требовались рушники: и на дугу лошади повесить, и на пол в церкви постелить, и чтобы соединить руки жениху и невесте. К свадебным рушникам были особые требования. Одна сторона полотенца несла информацию о невесте, другая – о женихе. С помощью орнамента "зашифровывали" имя, дату рождения человека и даже его родословную. Рушники использовали и для украшения божницы в избе. Для умывания предназначались специальные "утиральники". Люди верили, что благодаря им они получают заряд бодрости по утрам, а вечером смывают усталость. Были и особые хлебные рушники: на них клали хлеб, потому что положить его на голый стол считалось грехом. - Так как на Руси вышивке рушников придавали большое значение, существовали строгие правила, связанные с этим рукоделием, - рассказывает мастерица из Петровки. - Приступать к работе следовало не только с чистыми руками, но и с добрыми мыслями и хорошим настроением. Рушники не полагалось вышивать после заката, - только днем, когда лучи солнца уничтожают всякое зло. Если дело не ладилось и нитка путалась, полагалось отложить вышивку и заняться чем-нибудь другим. Зачем заряжать свое творение отрицательной энергией? Вот и я стараюсь вышивать только с хорошим настроением. Своей работой я передаю людям лучшие пожелания. С этим связан и колорит ее вышивки. В нем преобладает красный цвет, символизирующий жизнь, радость, огонь, кровь предков. Есть черный цвет, олицетворяющий землю. И белый – символ чистоты и совести. Частый элемент вышивки Андреевой – звезда алатырь, самый мощный обережный знак. Он есть и на юбке, в которой встретила нас мастерица. Среди других ее любимых образов – птица, символизирующая счастье, фигурки Лады и Леля. А еще - засеянное поле, олицетворяющее достаток в доме. - Так как рушник символизирует судьбу, нельзя было нарушать его целостность и делать какие-либо вставки из кружев и ленточек, - продолжает Валентина. - Требовалось, чтобы лицевая и изнаночная стороны были одинаково красивы и аккуратны. С обратной стороны не допускались узлы и торчащие нитки. Считалось, что в противном случае жизнь молодых будет ладной только с виду. Рушник никогда не складывали, а сворачивали в трубочку и хранили в таком виде в сундучке. "Чтобы по жизни катиться, а не по углам биться", – говорили наши предки. "Царское платье" для внучки Среди творений мастерицы особенно эффектно выглядит "алмазная вышивка", напоминающая мозаику. Создать такое чудо непросто. Сначала на основу наносится клеевой рисунок, а потом пинцетом выкладываются пайетки. Они подбираются по цвету – так же, как и ниточки. Для того, чтобы детали держались крепко, по окончании работы мастерица скалкой прокатывает мозаичную вышивку. Одной из внучек Валентина вышила "царское платье" и сделала "корону" – по образцу той, которую надевала княгиня Ольга. Для создания "короны" мастерица использовала металлический обруч, обтянутый тканью. В старину такой головной убор украшали жемчугом. Его раньше добывали у нас на Севере, на территории нынешней Архангельской области. Головной убор, расшитый жемчугом, стоил столько же, сколько семь-восемь лошадей. В коллекции Валентины Андреевой – несколько старинных женских головных уборов. Среди них – очелье и стилизованный кокошник, который надевали на свадьбу. Есть среди творений мастерицы исторические костюмы. Например, платье прямого кроя по образцу византийских. Его дополняет круглый наплечник. В старину такие костюмы из шелка носили на Руси юные княжны. Сшила Валентина и платье образца начала XVIII века, когда Петр I ввел моду на европейские костюмы. Все это Валентина Андреева приготовила для фестиваля "Рожденные в сердце России", который пройдет в этом году в историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина.

Мастерица из села Петровка возрождает старинные ремесла
© СОВА