Предпринимательницы из Новосибирска запатентовали тайные индуистские знания о васту-шастра и отстаивают на них права

Васту-шастра — традиционная индуистская система архитектурного планирования и дизайна. Учение рассказывает о правильном построении окружающего пространства в соответствии с законами природы. Считается, что это должно привлекать в дом достаток, здоровье и гармонию. По сути, это аналог распиаренного китайского фэн-шуй, только из Индии.

Сибирячки Дарья Коваленко и Екатерина Травушкина разглядели в древнем учении индусов потенциальные возможности для бизнеса. На своем сайте vastudetali.ru дамы сообщают, что занимаются васту уже 15 лет, причем на основе знаний, полученных от авторитета в этом вопросе — индийского доктора с духовным именем Сахасрабуддхе (можно перевести как «тысячекратно просветленный»).

Девушки зарегистрировали права на бренд «vastu/васту» и промышленные образцы предметов, особенно значимых для древнего индуистского учения. Затем наладили производство васту-спиралей/плит/пирамид, янтров, килаков и даже ведической свастики. А потом решили запретить другим васту-мастерам выпускать аналогичную продукцию. На этот спор обратило внимание издание «Новая Сибирь».

В разбирательства оказались втянуты Федеральная антимонопольная служба, Роспатент и арбитражные суды. Предпринимательницы пытаются доказать, что все, что они создают на основе тайных древних знаний, является исключительно их интеллектуальной собственностью. Конкуренты по бизнесу с этим категорически не согласны.

Фото: скриншот с сайта vastudetali.ru

Скандал начался с того, что на маркетплейсе «Ярмарка мастеров» некто под ником «Леонид Васту» стал продавать пирамидки и спиральки собственного изготовления. Владелицы бренда «vastu/ васту» пожаловались на него администраторам площадки. В результате «Леонида Васту» переименовали в просто «Леонида». После этого сибирячек заметили коллеги по васту-сообществу.

На сайте change.org появилась петиция, адресованная Роспатенту (Федеральной службе по интеллектуальной собственности). Ее автором стала одна из оппонентов держательниц бренда «vastu/ васту» Юлия Морозова. В тексте утверждалось, что регистрация торгового знака привела к тому, что «преподаватели, студенты, консультанты, производители васту-продукции не имеют право использовать данное наименование, что является жесточайшим нарушением человеческих прав, ограничением свободы распространения знания о Васту. Ни одному из носителей индийской ведической культуры не пришло в голову утверждать, что данная наука может принадлежать одному человеку». Морозова отметила, что эксперты Роспатента выдали свидетельство, не разобравшись в ситуации, что термин «vastu/васту» является общепринятым и использовался задолго до регистрации этого торгового знака.

Однако в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС), подведомственном Роспатенту претензии противников регистрации товарного знака не сочли убедительными. По мнению экспертов института, «vastu/васту» не является общепринятым религиозным понятием и ничьих чувств оскорблять не может. Там подчеркнули, что документы на регистрацию торгового знака были поданы в полном соответствии с законом.

Сегодня претензии владелец бренда «vastu/васту» к другим адептам древнего учения рассматриваются в плоскости российского законодательства о защите конкуренции. Очередное заседание по делу назначено в ФАС на 23 июня 2022 года. Помогут ли в этой борьбе предприимчивым последовательницам индуистского культа их тайные обереги, покажет время.

Вообще споры о защите конкуренции в Новосибирске возникают регулярно. Например, в начале 2022 года «Быстроденьги» обвинили «Русинтерфинанс» в недобросовестной конкуренции из-за сообщений от «еКапусты». Весной 2021 года два института повышения квалификации поссорились из-за схожего названия. Летом 2020 года два паромщика под Новосибирском не могли поделить переправу. Конкуренты в борьбе за монополию над паромной переправой завалили надзорные органы жалобами в адрес друг друга. Транспортная прокуратура инициировала проверку работы индивидуальных предпринимателей. В результате, выяснилось, что оба перевозчика предоставляли услуги пассажирам, пренебрегая их безопасностью.

Екатерина Вовкудан