Петр Первый. Личность и культура.
Выставка посвящена масштабным изменениям русского изобразительного искусства, произошедшим в ходе реформ Петра Великого, рассказали в музее. Развитие светского начала, внимание к личности и ее социальной значимости, стремление охватить реальный мир и отразить его в произведениях искусства берет свое начало во времени правления отца первого русского императора, Алексея Михайловича, однако полнокровным и поистине необратимым этот процесс становится в ходе реформ Петра Первого. Камерная экспозиция предлагает зрителю увидеть процесс становления новой русской культуры, точкой отсчёта которой становится личность и ее роль в общественной жизни и истории страны. Живым воплощением этого сложного процесса, его краеугольным камнем становится образ самого Петра Великого. Представленные на выставке экспонаты прямо или опосредованно раскрывают образ первого русского императора, его отражение в культурном сознании и влияние на русское искусство от начала 18-го до 20-го века. Центральной темой экспозиции остается персона – или "парсуна" - в самом широком смысле. Новое время нуждается в новых идеалах, процесс конструирования которых во многом отражен в становлении портретного искусства этого периода. Изобразительный язык существенно меняется, но художественный метод русского религиозного искусства, основанный на столкновении реального и идеального, по прежнему остается актуальным. Сопоставление классического официального портрета императора и прижизненного слепка его лица, созданного Этьеном Фальконе, образцов парсунного письма и портретной графики первой половины 18 века в экспозиции выставки призвано продемонстрировать процесс создания образа героя Нового времени. Вместе с тем, синодальная реформа Петра Первого инициирует изменения иконописного языка и религиозной культуры страны в целом. В ходе этого процесса углубляется противостояние между старообрядческой и "никонианской" традицией, начавшееся еще в период Раскола. Таким образом, 18-й век оставляет русской религиозной культуре два вектора развития, творческий импульс которых отражается в последующих веках. Представленная на выставке синодальная икона, с ее стремлением к актуализации сакрального образа, со всей полнотой раскрывает эстетические идеалы Нового времени, в то время как образцы старообрядческой иконы и медной пластики демонстрируют упорную жизнеспособность традиционного языка древнерусского искусства и, вместе с тем, его дальнейшую эволюцию в условиях синодального периода. Часть экспозиции, посвященную старообрядческой культуре, завершает лубок. История интерпретации его сюжета во многом иллюстрирует значимость образа Петра Великого в истории русской культуры. В эпоху петровских реформ особенно востребованным видом изобразительного искусства становится печатная графика. Импульс ее развития на протяжении двух веков порождал различные формы художественного высказывания. Представленные на выставке графические листы – от гравюр мастеров 18 века до советской печатной графики – воплощают образ Петра Великого, созвучный эпохе. Серия гравюр Ф.Д. Константинова "Полтава" и "Медный всадник" становятся символическим итогом формирования исторической персоны Петра Великого в культурном пространстве России.