Торговые центры теряют посетителей из-за временного закрытия магазинов международных брендов

Около 20% площадей в торговых центрах в России находятся в простое, поток клиентов снизился в среднем на 10%. При этом ТЦ Crocus Group уже потеряли до 30% посещаемости, рассказал первый вице-президент группы Эмин Агаларов в интервью РБК. По его словам, если ситуация не изменится, вскоре ТЦ и вовсе лишатся покупательского трафика, потому что без якорных, самых крупных арендаторов нет посетителей.

Торговые центры теряют посетителей из-за временного закрытия магазинов международных брендов
© BFM.RU

Комментирует президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко:

— В целом по рынку — около 20% площадей, может варьироваться от 10% до 40%, может быть, даже чуть больше. Есть, конечно, отдельные случаи, где и больше, например в Волгограде, где 70% площадей были закрыты, стоят магазины. Все, кто еще будут поддерживаться материнскими компаниями для оплаты зарплат персонала, оплаты аренды в той части, в которой они могут ее оплачивать или договариваться с торговыми центрами, таких компаний будет становиться все меньше, и они все равно встанут перед выбором либо окончательного ухода, либо открытия. Поэтому на посещаемость это влияет, в среднем мы смотрим на статистику, она варьируется, сравниваем с 2021 годом, где-то от минус 5% прошлого года, до минус 15%, где-то даже 20%. Хотя последняя неделя показывает восстановление трафика в некоторых рынках даже до уровня 2021 года. Это, скорее всего, связано с тем, что начинается пора отпусков, каникул.

— Можно ли заменить чем-то ушедшие магазины?

— Такими же подобными брендами будет сложно, поэтому, скорее всего, будет перезамещение, часть, наверное, абсорбируется в российский рынок, может быть, даже какие-то «Стокманн», может быть, какой-то а-ля «Цветной» или еще какие-то. Мы с одним турецким брендом ведем переговоры. Говорить, что это произойдет в одночасье и это займет всю площадь, которая, предположительно, высвободится, если все объявившие о закрытии уйдут, наверное, слишком рано. Конечно, будут те площади, которые, скорее всего, будут трансформироваться внутри торгового центра, может быть, что-то в мелкую нарезку будет расходиться, может быть, в целом будут менять на какие-то развлекательные зоны или еще как-то.

В марте временно приостановили свою деятельность в России многие зарубежные бренды, например H&M Group, Inditex — это магазины Zara, Pull & Bear, Stradivarius, Bershka. Пострадал не только средний, но и люксовый сегмент, в частности, пока не работают Louis Vuitton, Dior, Fendi и Givenchy.

Как отметил первый вице-президент Crocus Group, один из крупнейших продавцов люксовых товаров «Крокус сити молл» в сложном положении, потому что даже в открытых магазинах продажи снизились — не у всех есть новые коллекции, в залах висят дубленки и стоят меховые сапоги, — поэтому арендаторы просят разрешения закрыть точки и оплачивать только эксплуатацию.

Продолжает управляющая торговым центром «Алтуфьевский» Наталья Кузнецова:

— От нас магазины не ушли почти никакие, но многие попросили скидки, кто-то перешел на проценты с оборота. Обороты у них неплохие, но нам платят меньше. Кто-то попросил значительные скидки, практически в два раза. При этом у нас еще кинотеатр, который не только сейчас не может позволить себе платить аренду, но не может генерировать нам поток. За ним следом пойдет фудкорт, который без посетителей кинотеатра тоже проседает. И все это происходит на фоне возросшей кадастровой стоимости. Если наше здание было оценено до этого в 1 млрд 100 млн, сейчас 1 млрд 400 млн, а земля выросла на 100 млн. Стоимость аренды земли возросла для нас на 41%. Если раньше векторы доходности и наших расходов медленно расходились, то сейчас они летят в разные стороны.

— Можно ли заменить ушедшие магазины?

— Кое-кто развивается. Строительные магазины, отделочные очень, конечно, неактивно, но все-таки можно найти, но, опять же, это не на все площади, на половину, например. А с кинотеатром это вообще катастрофа. Вы понимаете, что кинотеатры — это производство, под него специально строится часть здания. Подо что вы сдадите кинотеатр? Я видела в одном ТЦ батут. Вы знаете, сколько платит батут и кто туда пойдет прыгать?

В начале мая в Союзе торговых центров сообщили, что владельцы ТЦ начали активно продавать свои объекты. На рынке появилось около 100 лотов, что в два-три раза превышает показатель прошлого года.