Модные показы поражают спецэффектами
На следующей неделе, 20 июня, в столице стартует первая Московская неделя моды, которая соберет большое количество дизайнеров со всей страны. «Вечерняя Москва» решила узнать, как зародилась традиция дефилировать по подиуму в различных нарядах.
По словам историка-искусствоведа Александра Барышева, традиция демонстрировать одежду зародилась в России в XVIII веке — в эпоху петровских реформ. Тогда в страну и пришли многие культурные европейские обычаи.
— Благодаря «окну в Европу» императорская элита стала относиться к моде серьезно и все больше ориентировалась на иностранцев. К нам пришли необычные ткани, фасоны одежды. В начале все начали щеголять нарядами друг перед другом на балах, а затем состоялись и первые показы мод при дворце. Самым удачным выходом в свет считался тот, где наряд выглядел дороже и изысканнее — за счет наличия утонченных материалов и драгоценных камней в одежде, — рассказал он.
Однако до развития собственных модных домов России еще было далеко, поэтому демонстрировали на таких показах одежду преимущественно из Франции и Германии. Как правило, показы XVIII века не были очень длинными, а профессии «модель» и вовсе не существовало — по подиуму проходили представительницы высшего сословия и жены влиятельных сановников.
— Раньше целью таких демонстраций являлось желание привлечь к себе внимание, похвастаться достатком. Поэтому сильного влияния на общество и развитие моды в России они не оказывали, проходили в достаточно узком кругу и только в столице, — добавил Барышев.
После правления Петра I влияние моды на умы представителей светской элиты несколько уменьшилось. Последователи императора опасались, что слепое следование тенденциям может помешать высшим чинам «сохранять моральный облик» и следовать идеям государственности.
Настоящий прорыв в сфере национальной моды случился во времена СССР. Тогда появились первые российские дизайнеры международного масштаба, которые создали свои бренды, выпускавшие необычную одежду и регулярно устраивавшие дефиле.
Многие из них существуют до сих пор. Например, модные дома Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева.
— Появились также первые дома моделей, где регулярно проходили показы. Один из них в середине прошлого века открылся в центре Москвы на Кузнецком мосту. Он имел статус всесоюзного. Там начинал свою карьеру как модельер Вячеслав Зайцев, который одевал ведущих советских манекенщиц и разрабатывал коллекции для швейных фабрик страны, — рассказал Барышев.
С приходом зарубежных брендов одежды показы в столице стали более красочными и напоминали театрализованное шоу. Одним из самых заметных событий тех времен стал масштабный модный показ немецкого журнала Burda Moden, который прошел в столице в честь начала выпуска этого издания в СССР.
— Тогда советские женщины вдохновились иностранной модой, увидели, как она развивается в других странах. На подиум вышли ведущие немецкие и советские модели. Тот показ, мне кажется, стал образцовым на долгие годы, потому что далеко не всегда дефиле проходили под музыку и напоминали шоу, — пояснил Барышев.
Сейчас модные показы ежегодно поражают зрителя своими спецэффектами и необычными темами. Всего за традиционные 15 минут дефиле одного автора публика может не только насладиться нарядами, но и погрузиться в историю. Например, совсем недавно на территории бывшего завода «Красный Октябрь» прошло одно из главных отечественных мероприятий в сфере красоты под названием «Сделано в России». Выставку открыл показ певицы и дизайнера Вики Цыгановой. Главной темой шоу стала любовь к Родине и ее национальной культуре.
— Своей коллекцией я хочу продемонстрировать благородный образ нашей страны и познакомить гостей с элементами одежды, которые являются частью нашего модного достояния, — подчеркнула Вика Цыганова.