Волгоградцам показали, в чем ходили модники прошлых веков
Для тех, кто интересуется историей моды и искусства, музей имени И. И. Машкова открыл в Волгограде выставку «Изводы моды». Она посвящена истории костюма XVI–XIX веков и адресована самой широкой публике. О том, на какие ухищрения шли модники прошлых веков, «Волгоградской правде.ру» рассказала куратор выставки, искусствовед Ирина Преображенская.
– Ирина Васильевна, как пришла идея посмотреть на произведения искусства через призму моды? – Моим побудительным мотивом было взглянуть на прекрасные портреты из коллекции нашего музея под другим ракурсом, по-новому их осмыслить. Увидеть отпечаток времени в украшениях, мейкапе, прическах, деталях одежды. Здесь огромный пласт истории. Тематически выставка разделена на две части – о русской моде и западноевропейском костюме. И это оказалось необычайно увлекательно!– Сто пятьдесят картин, рисунков, гравюр… Что из этого самое раритетное? – Впервые мы демонстрируем популярные литографии из книги «Сцены из русской жизни» художника Рудольфа Жуковского. Книга эта – настоящий антикварный раритет. Специально для выставки ее тщательно отреставрировали, разобрали на отдельные листы. И сейчас на жанровые гравюры 1843 года вы любуетесь как на самостоятельные экспонаты. Это такая прелесть! А после выставки их снова соберут в книгу.– Это ведь сборник юмористических рисунков, а не модный журнал? – Да, но по этим картинкам можно проследить историю одежды, русского быта, нравов. Вот видите: забавная сценка на Невском проспекте. Прогуливается господин, одетый как будто бы в дубленку. Однако во времена Александра Сергеевича Пушкина это долгополое пальто сюртучного покроя называлось иначе – бекеша. А по сути все тот же тулуп из дубленой овчины, пригодный для петербургских промозглых зим. Да и сегодня в морозы похожие пальто нас выручают.
Господину переходит дорогу старушка явно из бывших модниц-красавиц. На это намекают ее маленькие кожаные туфельки, похожие на пуанты. Видно, в начале века старушка была завсегдатаем балов и немало там потанцевала. Кстати, бальная мода эпохи ампир была безжалостна к дамам. О ужас, под платья из тонкого полупрозрачного муслина не надевали нижнее белье – лишь короткие комбинации. Никакого «улучшения» фигуры, например с помощью корсетов, не полагалось. Простой силуэт с завышенной талией. Руки украшали браслетами. На ножках – туфельки наподобие балеток без каблуков. Есть свидетельства, что молодые девицы смачивали тонкую ткань платья, дабы хоть как-то блеснуть перед кавалерами. Это было смертельно опасно, ведь когда разгоряченные барышни возвращались домой в неотапливаемой карете по морозу, то серьезно простужались и буквально рисковали жизнью.– Модники прошлых веков были готовы пострадать ради красоты? – По крайней мере были готовы на многое. И женщины, и мужчины. В XVII веке Людовик XIV ввел моду на каблуки. У него были каблуки высотой 10 сантиметров, причем красного цвета. Попробуй на них просто постоять, не то что прогуляться.
Тон в мужской моде XIХ века задавала Англия. В викторианскую эпоху главенствовали простые цвета – черный, серый, коричневый. Не оставляющие простора для воображения обтягивающие брюки со штрипками, цилиндры самых невероятных фасонов. Вот вам образ франтоватого денди. Вероятно, для того чтобы носить высокий цилиндр, требовалась известная сноровка.– А проблема талии, вернее ее отсутствия, мучила дам прошлых веков? – Самой благодатной для толстушек была боярская мода – просторные, не сковывающие движений одежды. Сарафаны, даже нательные рубахи кроились по образу колокола. Такой крой выгодно подчеркивал достоинства пышнотелых статных женщин. Благодаря этой традиции в моду вошел салоп – популярное у мещан и купцов широкое дамское пальто, что-то типа военной плащ-палатки или длинной накидки с прорезями для рук и с капюшоном. Правда, для горожанок его шили не из брезента, как для армии, а из бархата, шелка, дорогого сукна.– И правда удобно. Но бывали времена, когда ради моды приходилось идти на жертвы? – В разные эпохи испытанием для светских львов и львиц становились узкие туфли, жесткие куафюры (прически). В XVI веке в европейской моде доминирует испанский стиль. Возникает каркасный костюм, где четкий силуэт украшен фрезой – белым жестким рюшем. Собранный в густую сборку и охватывающий шею воротник назывался брыжи, тонкое полотно собирали на проволоку.
Особый случай – парадные одеяния венценосных особ. Шапка Мономаха тяжела в буквальном и в переносном смысле. В коллекции нашего музея есть изысканный портрет императрицы Екатерины II кисти Алексея Антропова. Ее сверкающее платье, сотканное из серебряных нитей, весило не менее 20 килограммов. Да еще в ее руках нелегкие держава и скипетр, голову венчает тяжелая императорская корона, в ушах бриллиантовые серьги, а на платье – огромная бриллиантовая брошь-аграф.
– Какие украшения больше всего ценились, например, в России?
– На протяжении многих веков наши женщины украшали себя драгоценностями из жемчуга. На Руси было завались этого жемчуга, который добывали в северных реках Архангельской губернии, на Кольском полуострове. Жемчуг был разных оттенков. Если он был неправильной формы (барокко), у нас называли его уродоватым.
Ценился скатный жемчуг. Тестировали его так: на ровную поверхность ставили блюдечко, куда клали горошину жемчуга. Если жемчужина каталась и не могла найти себе места, то она считалась идеальной.
Именно такие роскошные жемчуга – ожерелье и серьги серовато-антрацитового оттенка – изображены на бесценном «Портрете Тучниной» кисти Александра Варнека.
– А что касается символов красоты, блондинки побеждали брюнеток или наоборот? – Век веку рознь. Моду пушкинского времени вы видите на портретах кисти Соколова, Варнека, Тропинина, Лебедева. С них на нас смотрят красавицы темноволосые, с прическами а-ля Клотильда (локоны и прямой пробор), с глубоким декольте. Мода диктовала такие правила.– Нельзя пройти равнодушно мимо портрета неизвестной в черном Константина Маковского. Интересно, она такая богиня от природы или это искусный макияж? – Определенно сыграло свою роль мастерство живописца. Маковский славился парадными портретами, где выступал, как сейчас бы сказали, асом фотошопа. Он сводил лица своих моделей к идеалу эпохи. Узнать можно, но портрет весьма и весьма льстивый. Самая интересная деталь костюма на этом портрете – узкий длиннющий меховой шарф боа (удав). С легкой руки Николая Васильевича Гоголя этот аксессуар с усмешкой называли «хвостом».– Как вы считаете, может ли современная девушка учиться стилю, глядя на полотна старых мастеров? – Мне кажется, только так и нужно. Выставка «Изводы моды» продолжит работу до 4 июля в главном здании музея.