Станция метро «Маяковская» закрывает свои двери в 01:00 по московскому времени. Кажется, впервые в жизни я села в последний поезд намеренно. Состав остановился на станции, немногочисленные сонные пассажиры лениво покинули вагоны – обычный день столичной подземки. Но уже через час станцию было не узнать: на платформе установили большие динамики, диджей за пультом включил танцевальный микс, а от одного выхода до другого протянулась вереница светодиодных ламп, разделившая пополам импровизированный подиум. Так обычно безлюдная в этот час станция метро превратилась в одну из площадок Московской недели моды, которая прошла в Москве с 20 по 26 июня. Корреспондент Mir24.tv побывала на закрытом показе молодых дизайнеров и своими глазами оценила работы современных модельеров.
Московская неделя моды стала одним из главных событий июня. Модные показы проходили в самых знаковых точках столицы: парке «Зарядье», ГУМе, на ВДНХ, Тверской площади. Помимо этого, в рамках Недели моды прошли различные мастер-классы, открытый маркет, встречи с дизайнерами, кинопоказы и даже фестиваль косплея. Вход на все мероприятия был бесплатным.
Московская неделя моды проходит каждый год и традиционно становится местом притяжения для модельеров, байеров, владельцев шоу-румов, представителей профильных образовательных учреждений, производителей одежды, тканей и фурнитуры и других профессионалов фэшн-индустрии. В этом году мероприятие посетили более 10 тысяч человек, свои коллекции зрителям представили более 120 дизайнеров. И, несомненно, ярким финальным аккордом Недели моды стал ночной показ в метро.
Это было единственное мероприятие, которое организаторы решили сделать закрытым – попасть туда можно было либо по приглашению, либо выиграв в конкурсе фотографий. Желающих посетить эксклюзивный показ оказалось немало: за час до официального начала платформа уже была заполнена людьми. В числе гостей то и дело мелькали известные лица: дизайнеры, блогеры, модели и прочие представители столичного бомонда.
Стоит отметить, что показы в метро – не новшество в мире моды. Так, еще в 1997 году в московском метро состоялся показ осенне-зимней коллекции Givenchy. Главной персоной вечера стал сам художественный руководитель модного дома Givenchy Александр Маккуин. В финале шоу кутюрье, вопреки традициям, не вышел на подиум – видимо, решил понаблюдать за реакцией зрителей со стороны. Вот как описывала увиденное Givenchy корреспондент газеты «Коммерсантъ»:
«Визит в Москву молодого, но уже достаточно известного британского модельера Александра Маккуина вполне можно назвать грандиозным достижением столичных коммерсантов и главным событием модной жизни столицы в ноябре 1997 года. В ожидании специальных поездов, которые должны были перевезти их в депо, гости весело толкались на станции «Маяковская», привлекая внимание обычных пассажиров. Среди тех, кто непременно хотел посмотреть шоу нового главного художника Givenchy, оказались Александр Любимов, Артемий Троицкий, Татьяна Михалкова, Долорес Кондрашева, Валентин Гнеушев, Стас Намин, а также многие российские модельеры и стилисты. Показ не разочаровал поклонников нового стиля Givenchy. Несоответствие некоторых нарядов сезону не вызвало раздражения. Среди гостей красовались столичные модницы в облегающих мини-юбках и полупрозрачных блузах от Маккуина».
Идея показов в метро пришла к нам из-за рубежа. На Западе этот формат популярен по сей день: так, в 2015 году на станции «Тоттенхэм-Корт-Роуд» лондонского метрополитена состоялся показ мод британского бренда нижнего белья Bluebella. Двумя годами ранее в бразильском Сан-Паулу также устроили показ в метро, причем модели дефилировали по поезду во время его движения и проехали вместе с пассажирами 14 километров. В том же 2013 году был организован модный показ в киевском метро, причем в качестве подиума использовали заброшенную станцию – это придало шоу дополнительную «изюминку».
«Маяковская» с ее футуристичными арками стала идеальной площадкой для светского фэшн-события. Вестибюль станции превратился в одну большую гримерку, а репетировали проходку модели прямо в переходах. Свои коллекции ценителям моды представили 15 молодых дизайнеров, победивших в конкурсе «FASHION-практикум». Все это – студенты профильных вузов, которые прошли строгий отбор и создали собственные «капсулы» в коллаборации с известными московскими дизайнерами. Работать пришлось в ускоренном режиме: на подготовку трех образов у модельеров было всего две недели.
«Вдохновлялась простыми формами, и простые формы вылились в воротники накладные. Потом простые формы – это полоска, полосатая ткань. У меня получилась такая коллекция – игра с простыми формами и фактурами», – рассказала корреспонденту «МИР 24» дизайнер Екатерина Пелипенко.
Каждая коллекция получилась уникальной, с собственным неповторимым характером. Здесь и легкие, воздушные платья свободного кроя (нежность образов подчеркнули большие плетеные корзины с живыми цветами в руках у моделей), и спортивная «капсула», автор которой представил свою интерпретацию лого известных брендов, и сложная геометрия силуэтов, явно вдохновленная работами абстракционистов. Также модельеры не отказали себе в удовольствии поиграть с тканями: кружева, атлас и шелк органично сочетались с грубыми аксессуарами и спортивными элементами одежды. В целом, в коллекциях преобладали легкие весенне-летние мотивы, яркие цвета и струящиеся ткани.
Звездой вечера стала известная российская модель Маша Миногарова. Она закрыла ночной показ, появившись на подиуме в длинном черном балахоне, напоминавшем колдовскую мантию. Мистический образ модели произвел фурор – Миногарову встретили бурными овациями.
Популярный блогер, телеведущий Алексей Жидковский, оказавшийся в числе vip-гостей показа, признался в интервью Mir24.tv, что на показе не выделил для себя фаворитов, но остался доволен увиденным.
«Я уже, наверное, лет 20 не был в метро, и спуститься туда для меня – в принципе, такая особенная история, – сказал блогер. – То, что я посмотрел – это минимализм, который прогрессирует в нарядах. Не могу сказать, что это что-то мое, но в целом, это имеет место. Это и не стрит-фэшн, и не высокая мода, это что-то среднее».
Что касается непосредственно дефиле, то Жидковский – близкий друг Миногаровой, – ожидаемо, выделил ее выступление: «Маша – супер, она моя любимая обожаемая подруга. Конечно, она должна быть самой яркой – она это заслужила».
Как отметила дизайнер Алиса Рубан, именитые наставники, помогавшие молодым модельерам создавать свои коллекции, старались предоставить им как можно больше свободы и дать проявить себя.
«Очень важно давать им инициативу, давать им проявить себя. Ни направлять, ни настаивать на том, что якобы профессионалы за свои 10-15 лет знают. На самом деле зачастую что-то они могут знать уже больше и лучше», – сказала она.
Судя по реакции публике, старались дизайнеры не зря. Многие из тех, чьи работы были продемонстрированы на Маяковской, уже скоро смогут заключить контракты с ведущими модными домами и продвигать свою продукцию как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Не сомневаемся: у этих талантливых ребят все только впереди.