Международные бренды продолжат покидать рынок. Согласно исследованию международной консалтинговой компании в области недвижимости CORE.XP, велика вероятность, что к концу года до 30% помещений в крупных торговых центрах Москвы может опустеть.
Помимо знаковых McDonald’s и Coca-Cola, с весны Россию покинули многие производители электроники: Apple, Dell, LG, Canon, Panasonic, Hewlett Packard, Samsung, Siemens, Ericsson и IBM. Из крупных производителей косметики — марки Estee Lauder, L'Oreal, Sephora, Wella, а также Max Factor, Rimmel, Calvin Klein, Gucci, Tiffany, Hugo Boss, Guess. Это только небольшой перечень — всех не перечислишь. Стоит отметить, что некоторые, такие как H&M, Adidas, Reebok, Puma, Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, пока колеблются, но ожидается, что они также могут уйти.
Пока что говорить о том, что уходят абсолютно все, нельзя, замечает отраслевой директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский:
Олег Войцеховский отраслевой директор Российского совета торговых центров «Мы пока видим двусторонний вектор: какие-то компании готовятся к уходу, какие-то что-то объявляют в этом направлении, какие-то компании принимают меры к неким внутренним изменениям, открываются под новыми логотипами. Поэтому у нас пока сейчас логика, которую мы еще весной приняли: скорее всего, половина вот этих 30% закрытых отходят под замещения, это где-то 2,5-3 млн квадратных метров по стране в торговых центрах».
Пока что случаев, когда крупные марки из Азии заместили ушедшие европейские, нет. Это, возможно, связано с тем, что в этих странах их не так много. Кроме того, подобные переговоры, как правило, долгие, а сделки заключаются, когда на рынке появляется минимальная ясность, которой пока не просматривается. Ясно лишь одно: арендаторы, которые остаются, получают хорошие позиции для переговоров по снижению цены или улучшению условий аренды, уверен директор по девелопменту Galaxy Group Григорий Длуги:
Григорий Длуги директор по девелопменту Galaxy Group «Быстро заместить такие площади будет невозможно. Это процесс, который будет связан с наложением параллельного импорта, в том числе и для крупных брендов, которые будут продаваться в рамках мультибрендовых магазинов. Это займет какое-то время. Проблема с такими магазинами в том, что для покупателей не будет гарантии того, что тот товар, который они покупают, является аутентичным товаром от производителя. Будут выигрывать те, кто остается в России. Те, кто останется, будут иметь возможность, может быть, получить более интересную локацию в рамках ТЦ: не второй этаж, например, а первый. И понятно, что у них будет сильная позиция с точки зрения ведения переговоров по поводу ставки».
Специалисты по недвижимости также предполагают, что владельцы торговых моллов могут пытаться привлекать арендаторов другого типа — таких, которые будут развивать зоны развлечений и фудкорты, а также другие виды досуга для клиентов.