Шоп было. Как торговые центры подстраиваются под ситуацию

Сначала снижение трафика из-за пандемии и переориентация покупателей на онлайн, а теперь и нависшая угроза потери целого ряда арендаторов вызывает вопросы, связанные с экономикой работы торговых центров.

Шоп было. Как торговые центры подстраиваются под ситуацию
© Konkurent.ru

Более ста западных брендов одежды, обуви и парфюмерии временно закрыли свои магазины в России, но не стали расторгать договоры аренды помещений. В таком частично замороженном состоянии торговые центры находятся уже четыре месяца, и это сказывается на их трафике. Уже за первую апрельскую неделю, согласно исследованию мобильного оператора «Мегафон», число посетителей в ТВК «Калина Молл», например, сократилось почти на 35%, в остальных крупных ТЦ Владивостока в среднем трафик упал на 10–12%.

Один из важных вопросов – как долго ретейлеры смогут держать паузу и ждать момента для принятия решения об открытии магазинов. С одной стороны, понятно, что выжидание не может быть бесконечным: ретейлеры, не имея доходов от продаж, продолжают выплачивать зарплату персоналу, арендную плату за торговые площади и склады, поддерживать инфраструктуру бизнеса. С другой стороны, они неплохо заработали на ажиотажном спросе в конце февраля и в марте.

Елена Юрчик, руководитель е-коммерции компании «Зеленый остров»: «Думаю, причины детализировать не стоит – на фоне военной спецоперации и скачка валюты, повлекших панику, люди скупали фактически все, что могли купить. Тогда не имели особого значения ни товарные сегменты, ни стоимость – все старались вложиться, неважно, в какие товары. Естественно, покупательский ажиотаж дал весьма существенный рост продаж. Потом наступило небольшое затишье, связанное с «затоваркой» покупателей. Такое поведение потребителя наблюдалось во всех сферах торговли. Сегодня ситуация постепенно стабилизируется».

Тем не менее количество пустующих торговых площадей в центре Владивостока не уменьшается. Согласно анализу FarPost.ru, предложений по аренде торговых площадей во Владивостоке выше спроса на 15–20% по отношению к январю текущего года.

«Зимой мы торговали в пустоте. Даже на Новый год не было спроса. Потом ситуация ухудшилась. Аренду и налоги, которые нам никто не снижал и мы платим независимо от дохода, оплачивать стало нечем. 25 апреля мы закрыли магазин, – рассказал предприниматель, торговая точка которого размещалась в ТЦ «Центральный». – Многие ушли с рынка. Коронавирус пережили, а эту весну – нет. А те, кто не закрылся, стремятся найти помещения подальше от центра, там, где аренда дешевле».

На плаву сегодня те, кто работает в узконаправленных сегментах торговли и имеет наработанную базу клиентов. Ирина Первак, управляющая сети концептуальных детских магазинов: «Как обычно, повышенный спрос был в марте и апреле, в мае активность пошла на спад, а лето для нашего сегмента не сезон, клиенты, как правило, разъезжаются на отдых. Что касается цены, несмотря на сложности с логистикой, рост цен на закуп и доставку, увеличение сроков по доставке, мы стараемся держать стоимость товаров на доступном для наших покупателей уровне».

Алексей Пермяков, управляющий центра обуви MANERA: «В наших магазинах, работающих в обувном и одежном товарном сегменте, ощущается небольшой рост трафика. Мы ищем и находим новых поставщиков из Европы и России, то есть закрываем часть потребностей покупателя в качественной одежде, предоставляем альтернативу тем брендам, которые ушли с рынка. Понятно, что, когда произошел курсовой скачок доллара, все ретейлеры повысили розничные цены соответственно удорожанию закупа. Но со снижением курса стабилизировалась и розница. Сегодня, на мой взгляд, каждый потребитель может найти свою брендовую и ценовую нишу».

Торговые центры традиционно считались самым прибыльным типом коммерческой недвижимости. Однако в последние несколько лет они опустились в рейтинге рентабельности на третье место, уступая и офисам, и складам. Это стало следствием целого ряда ударов: пандемийных ограничений, снижения доходов населения, изменения потребительских настроений, быстрого роста e-commerce. Закрытие магазинов западных ретейлеров – еще один удар.

Андрей Бирюлин, генеральный директор «Меридиан девелопмент» (ТРЦ «Черемушки»): «В марте и апреле, когда рынок «стоял», ретейлеры боялись даже что-то планировать, не говоря уж о том, чтобы продумывать стратегии развития. Рынок оживился в мае, и тогда же многие предприниматели стали находить для себя новые точки роста. При этом одни российские федеральные бренды, особенно экономсегмент, используют это время как «время возможностей»: они готовы открывать новые интересные локации, инвестировать в развитие. Но другие, напротив, до сих пор стоят на стопе, так как, по большому счету, рынок еще полностью не понял, куда движется».

Уход даже части западных брендов с приморского рынка открывает окно возможностей для местных фешен-ретейлеров и производителей. Еще полгода назад они не могли даже претендовать на площади в топовых торговых центрах, так как те были полностью заняты. Ирина Ляшкевич, управляющая магазинами «Эконика» и PAZOLINI: «В связи с уходом крупных международных ретейлеров во многих торговых центрах, в том числе в «Калина Молл», ощущалось снижение трафика, особенно в мае. Но уже в июне администрация ТВК стала открывать пространства с российскими брендами, которые становятся альтернативой ушедшим европейским. И мы видим, что ситуация в части покупательского трафика постепенно выравнивается».

Но местные бренды вряд ли смогут заместить весь ушедший объем. Сами компании невелики и без господдержки очень быстро расти будут просто не в состоянии. Однако, судя по активности международных делегаций, власти планируют заполнить лакуны ретейлерами из дружественных стран – Китая, Турции и даже ОАЭ. Первая ласточка: компания, зарегистрированная в ОАЭ, стала владельцем бывших магазинов польского ретейлера и производителя одежды LPP, которому принадлежат бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay.

Главный вопрос – что теперь делают владельцы ТЦ для спасения своего бизнеса? Сергей Арбузов, управляющий ТРК «Седанка Сити»: «Уход иностранных компаний не оказал значительного негативного влияния на ТРК «Седанка Сити», так как началось более быстрое развитие многих российских брендов. Также ТРК начал переговоры с новыми брендами дружественных стран, которые не были ранее представлены на Дальнем Востоке. Развитие программ по импортозамещению, а также присутствие параллельного импорта позволили сохранить ассортимент в магазинах ТРК и в некоторых позициях улучшить. Но нарушение логистики вызвало подорожание некоторых изделий и продукции, покупательский спрос сместился с премиального сегмента на более доступный.

Уход марки концерна Inditex, который занимал большую часть торговых площадей, крайне негативно сказался на владивостокских торговых центрах. Но что касается «Седанка Сити», спрос в аренде не только не упал, но и значительно вырос. Как правило, все иностранные компании находились на топовых локациях, и развивающиеся компании спешат их занять. Хотя с закрытием магазина H&M и ресторана быстрого питания «Макдоналдс» в «Седанке Сити» трафик снизился на 8%. Потоки перераспределились по магазинам других брендов, что повлияло на их товарооборот, который значительно вырос по сравнению с аналогичными периодами прошлого года».

По словам экспертов, неплохо чувствуют себя в кризисы ТРЦ, имеющие в числе крупных арендаторов продуктовые супермаркеты. Другая линия трансформации торговых центров – наращивание досуговой составляющей. Все чаще ТЦ должны включать в себя не только ресторанные дворики и кинотеатры, но и детские и образовательные центры, фитнес-клубы. Сложность в том, что бизнес развлечений до сегодняшнего дня приносил владельцу торгового центра арендный доход в два-три раза меньше, чем классические магазины фешен-индустрии, но в надвигающейся эпохе высокой вакантности большинству торговых центров ничего не остается делать.

Андрей Бирюлин: «Несмотря на мировые события, мы уже весной завершили начавшийся еще в 2021 г. процесс замены якорного арендатора на четвертом этаже на федерального детского оператора. Из международных брендов, массово объявивших о приостановке деятельности, в «Черемушках» был только «Макдоналдс», который недавно трансформировался во «Вкусно – и точка» – именно под новым брендом компания планирует открытие своих ресторанов во Владивостоке и, в частности, в нашем торговом центре уже в июле.

Что касается покупательской активности, то мы возвращаемся к цифрам 2021 г., а некоторые месяцы дают трафик, сравнимый с 2019-м. По спросу – он постепенно восстанавливается. Большая доля арендаторов в ТЦ «Черемушки» работают в недорогом сегменте и ощутили в 2021 г. не только значительный приток покупателей, но и смещение покупательского спроса в сторону товаров, более доступных по цене».

Елена Юрчик: «На покупательскую активность влияет много факторов, в том числе и события, связанные со спецоперацией РФ. Покупатели посещали торговые центры Владивостока и в коронавирус, и в локдауны и продолжают посещать и в текущее время перемен. Все зависит от привлекательности самого ТЦ, места его расположения. «Зеленый остров», локация которого на Чуркине, в шаговой доступности от жилых домов, в этом отношении выигрывает по многим параметрам.

Конечно, наша сеть ощущает уход европейских компаний с российского рынка, но ничего критичного в этой ситуации нет. Мы совместно с поставщиками работаем над вводом новых линеек, которые по качеству не уступают привычному ассортименту и будут не дороже аналогов. Изменение покупательской активности в разных ценовых сегментах ожидаемо, но мы мониторим ситуацию и стараемся удовлетворять спрос».