Ветер перемен? Как дипломная работа помогла девушке из Кургана создать экологичный бизнес в Екатеринбурге

Бренд с позицией Кооператив «Дом Солнце» – это небольшой бренд, который производит экологичную бытовую химию: шампуни, дезодоранты, средства для лица и тела. Но так было не сразу. Пусть к делу жизни у курганчанки Елизаветы Широносовой начался на четвертом курсе архитектурного университета в Екатеринбурге, когда она писала дипломную работу про переработку органики и пластика в домашних условиях. Тема экологии давно вдохновляла девушку, и к тому времени она уже не плохо разбиралась в этом, активно вела блог. Елизавета хорошо была знакома с ассортиментом товаров для экологичного образа жизни, но ей не нравилось, что, допустим, многоразовые мешочки для продуктов питания все однообразные и скучные. Ей захотелось создать что-то свое – яркое, красивое и интересное. Елизавета взяла швейную машинку у мамы и стала сама создавать мешочки. Опыта в шитье у нее не было никакого, но выкройка была несложной, поэтому проблем особых не возникало. Постепенно она стала их продавать. Со временем в ассортименте появились многоразовые бахилы и диски для лица. Спустя время она познакомилась с девушкой Ульяной и та открыла для нее мир подкастов. Они скооперировались и стали вести совместный проект по популяризации экологичного образа жизни, параллельно налаживая продажи своих товаров. Так появился кооператив. «Глобально, мы не хотели быть просто каким-то магазином. Мы хотели быть пространством. Мы не думали о большой производственной части изначально, но сразу хотелось заложить что-то уютное и теплое», – рассказала Лиза. Название проекта тоже пришло не сразу. Тогда был «бум» разных экологичных проектов и все они начинались со слова «эко». Девушки хотели максимально от него отойти. Лизе пришла в голову идея с домом, потом появилось солнце. «Есть еще фильм Гарика Сукачева «Дом Солнца», он меня очень вдохновляет. Я смотрю его в разные периоды жизни, каждый раз нахожу что-то новое, переосмысляю его», – поделилась основательница. Через год девушки решили расширить торговую линейку и познакомились с Марией, которая стала их технологом. Она отвечает за создание косметических товаров, разрабатывает рецептуру шампуней, масел и прочих продуктов. Все товары сделаны с заботой об экологии. «Мы делаем веганские тесты. Сертификацию мы делаем только на бактериях, не тестируем ничего на животных», – рассказала основательница Лиза. Среди ключевых принципов бренда – хорошее отношение к людям. Даже в команде между девушками взаимоотношения, как у сестер. У них нет начальников и подчиненных, все общаются, как подруги. Сейчас в команде работает пять человек.Главное – желание Свое производство девушки развивали постепенно. Елизавета признается, что она не сторонник того, что на начале надо вкладывать большие деньги в производство. Начать заниматься интересным для себя делом можно и без оборудования за 1,5 миллиона. Главное – желание. Когда они нашли своего технолога Машу, то решили сначала протестировать, насколько их косметика будет интересна людям. Они делали маленькие партии по 50 штук каждого товара. Все делалось в ручную. Этот принцип девушки сохраняют и сейчас. Вся их косметика производится почти полностью в ручную, каких-то специализированных промышленных аппаратов у них нет. В производстве им хватает несложного технического оборудования вроде плит, блендеров, миксеров. Из специализированных товаров девушки используют алькитару. Это медный сосуд-дистиллятор для производства эфирных масел, с его помощью создают гидролаты – это вода из растений со всеми их полезными свойствами. Фасовка и упаковка товаров также происходит в ручную. Сейчас «Дом Солнце» рассматривают покупку фасовочного оборудования для скрабов, баттеров и других пастобразных продуктов. Также в планах закупить аппарат для наклеивания этикетов. Сколько на это уйдет средств, пока не известно. Девушки посетовали, что на всех сайтах, где продают эту технику, цены не указаны и приходится запрашивать прайс, долго беседовать с их менеджерами. Впереди их ожидает консультация по поводу необходимого товара, его мощности и только потом они смогут узнать стоимость. Девушки говорят, что им сложно подсчитать, сколько денег было вложено в их бренд. Все, что они зарабатывали, шло в бизнес – на новое оборудование, на расширение линейки товаров. На запуски товаров они копили. Пока что это дело не приносит стабильно какие-то определенные суммы. За зарплату у них работают только два человека, остальные, в том числе и основательницы, официально работают в других местах. Производство располагается в арендованном помещении. На его ремонт девушки затратили около 60 тысяч. «Первое время, когда мы начинали работать, у нас не было опыта и мы делали много ошибок, в том числе и в себестоимости. Некоторые продукты у нас вообще уходили в минус. Мы кучу таких ошибок наделали. Сейчас, конечно, это уже скорректировано. На ошибках учатся», – говорит Лиза. Сейчас в ассортименте бренда есть твердые шампуни и бальзамы для волос, мыло ручной работы с нежной пенкой, вместо геля для душа, гидролаты для лица и безопасная бытовая химия. Твердый шампунь у них – самый ходовой товар. В месяц они могут изготовить от 3 до 6 тысяч штук. Также большим спросом пользуются товары из ухода за волосами, баттеры для тела. Из бытовой химии часто покупают чистящий порошок.Санкциями по голове Елизавета рассказывает, что планы по расширению производства у бренда были, но сначала этому помешала пандемия, теперь – санкции. Большая часть сырья для их продукции –импортная. Все, что пенится, мылится, добавляется в крема, в России не производится. Поэтому у них были опасения за поставки, но девушки признаются, что с сырьем нет никаких проблем, все есть и провозят. Только оно стало дороже в разы. Несмотря на то, что доллар «упал», цены на сырье никто из поставщиков не опускает. Из-за этого стоимость конечного товара выросла у бренда на 15-20%. Они признаются, что не хотели путать людей высокими ценами на экологичную косметику, потому что от шока люди могут вернуться к более дешевым, но менее полезным товарам, забыть про экологию, устойчивое развитие и все, о чем девушки столько лет рассказывали. «Была пару раз критика за то, что у нас высокие цены. При этом у нас ценник был ниже рынка на тот момент. 50 гр. мыла - 150р, у конкурентов — 250-280р. Нам человек писал про стоимость на угольное мыло и «посчитал, сколько мы зарабатываем». Привел в комментариях стоимость мешка угля, все поделил. Молодец конечно, но он забыл посчитать все другие компоненты, кроме угля, зарплаты людей, налоги, аренду, транспортные и маркетинговые затраты и прочее», – вспоминает основательница. Сейчас у «Дома Солнце» ощутимо упал объем заказов. Они перестали сотрудничать с одной из крупных торговых сетей Екатеринбурга. Кроме этого, раньше одной из площадок продаж была социальная сеть, которую заблокировали в России. Свято место пусто не бывает Девушки не унывают и ищут выходы из сложившейся ситуации. Они стали продаваться на маркетплейсах. Пока что товары бренда есть на «Озон» и «Яндекс.Маркет». Планируют выйти и на Wildberries, но Лиза признается, что пока что им этим некогда заниматься. Торговля на маркетплейсах помогла перекрыть удар от потери соцсетей. Кроме этого, заказы продолжают поступать и с сайта. Недавно «Дом Солнце» получил предложение от торговых сетей «Золотое яблоко», «Л’этуаль» и «Золушка». Сейчас они сотрудничают в тестовом режиме, чтобы проверить, как отзывается аудитория. «Не хочется рассредотачиваться на большое количество площадок, потому что у нас небольшое количество людей, которое работает. А набирать новых сотрудников не хочется – не понятно, что будет дальше», – говорит Лиза.Расширять линейку товаров пока не планируют. Пока что покупателям хватает того, что есть у бренда. На ближайшее время девушки ставят себе цели улучшать качество продуктов и тары, снимать больше контента для оставшихся соцсетей и улучшать условия труда для сотрудниц. Они настроены оптимистично. «Свято место пусто не бывает. Развиваться можно всегда и везде при желании. Где-то кризис играет на руку, где-то это выбивает из колеи. Надо брать себя в руки, искать баланс», – говорит Елизавета.

Ветер перемен? Как дипломная работа помогла девушке из Кургана создать экологичный бизнес в Екатеринбурге
© УралПолит.Ru