"Современная одежда с казахской историей". Кайролла Абишев — о сочетании моды и традиций
Дизайнер и основатель бренда Zeken Moda Кайролла Абишев известен далеко за пределами Казахстана. Его коллекции одежды показывали в России, Франции, Нидерландах, Польше и Турции. Он создает сценические костюмы для артистов театра, певцов и спортсменов, соединяя в нарядах национальные казахские мотивы и классический европейский крой.
От закройщика до профессора
Сегодня Кайролла Абишев — профессор дизайна одежды и вице-президент академии дизайна Казахстана. А начинал он рядовым закройщиком, когда 30 лет назад приехал из села в Карагандинской области в город Целиноград. В пору тотального дефицита одежда, сшитая на заказ, пользовалась успехом, поэтому клиентов у начинающего мастера было достаточно. Он шутит, что "оказался в нужное время в нужном месте".
"Я научился шить в детстве. Подросткам всегда хочется стильно одеваться. У нас на чердаке были старые вещи, я их распарывал, перешивал. Родители удивлялись, как старая вещь приобрела новую жизнь. Так я постиг азы швейного дела", — с улыбкой вспоминает Абишев.
Позже он обучился теории швейного дела в Евразийском национальном университете и даже несколько лет проработал там преподавателем. Затем Абишев решил создать свое ателье, собрал команду мастеров. Начинал с шитья национальной одежды — казахских камзолов, изучил историю народного костюма, особенности кроя и традиционные орнаменты. Одним из первых крупных заказов стали наряды для 100 музыкантов из оркестра народных инструментов. Так дизайнер пришел к созданию сценических костюмов и работе с артистами.
Костюмы для Димаша
В 2017 году дизайнеру предложили создать костюм для певца Димаша Кудайбергена, который тогда участвовал в китайском конкурсе I Am a Singer. Роскошный белый наряд с золотым казахским орнаментом привлек внимание к молодому исполнителю, которого поклонники начали называть "восточным принцем".
Абишев говорит, что цвет наряда для Димаша выбрал, думая о национальном напитке из кобыльего молока — кумысе. "Я взял за основу белый цвет — цвет молока, цвет чистоты. Моя цель состояла в том, чтобы показать молодого исполнителя нашим казахским принцем. В костюме присутствуют узоры из белой кожи, бархата — эти материалы исторически использовали в нарядах казахов. Есть золотые узоры в национальном стиле с закругленными линиями, символизирующие близость к солнцу", — рассказал о деталях Кайролла Зекенович.
В костюме для Димаша нашлось место и золотым кисточкам — традиционно их вешали в казахской юрте для привлечения благополучия и как амулет от сглаза. Наряд также украсили металлические пластины с узорами и расшитый орнаментом пояс — символ мужественности.
Второй образ, который создал дизайнер для Димаша, нужен был для выступления на телешоу The World's Best на американском канале CBS. На этот раз костюм выполнили в золотом цвете. За основу был взят "Золотой человек" — археологическая находка, сделанная в 1969–1970 годах недалеко от Алма-Aты, — воин в полном облачении с предметами и украшениями, выполненными из золота. В костюме для певца дизайнер отразил историю воина, обладающего большой силой и храбростью, а также показал традиционные казахские узоры с помощью вышивки бисером и аппликаций из кожи. Сценический образ исполнителя вновь получился ярким и запоминающимся.
Сотрудничество дизайнера и певца оказалось таким плодотворным, что позднее Абишев создал коллекцию нарядов "Димаш", предназначенную для тех мужчин, кто любит ярко и нестандартно одеваться.
Абишев также работал с казахстанским фигуристом Денисом Теном — создал костюмы в национальном стиле для спортсмена и участников шоу "Денис Тен и его друзья".
Коллекции с историей
Создавая одежду, дизайнер часто ищет вдохновение в казахстанской истории и культуре. В 2015 году его коллекция "Поющие барханы — Алтын-Эмель" получила Гран-при на Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма "Этно-Эрато" в Москве. Абишев представил наряды, которые отражали главную достопримечательность национального природного парка "Алтын-Эмель" в Алма-Атинской области республики — "поющий" бархан. Здесь при движении сухого песка происходит трение песчинок друг о друга, которое производит протяжный, громкий звук, похожий на низкое пение. Модели одежды песочного цвета в восточном стиле из струящейся шелковой ткани действительно напоминали барханы. "Я заставил девушек не просто дефилировать, а еще и танцевать — это было похоже на танец песка", — вспоминает Кайролла Зекенович.
Во Франции с успехом прошел показ коллекции Абишева "Амре", посвященной казахскому певцу Амре Кашаубаеву (1888–1934). Он в 1925 году в Париже на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках выставки ЭКСПО впервые представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов. "Я послушал песни Амре и понял, какие цвета и оттенки могут удивить французов. Сделал коллекцию одежды в красных, золотистых и рыжих тонах, с использованием меха лисы", — рассказал Абишев. Яркие и необычные наряды действительно привлекли внимание зрителей и профессионалов моды.
"Создавая коллекцию, я всегда делаю уклон на то, что она сделана в Казахстане. Даже если по форме эта одежда выглядит как европейская, я стараюсь привнести в нее азиатские мотивы, отразить национальные традиции", — пояснил дизайнер, отметив, что создает современную одежду, обращаясь при этом к казахской истории.
Абишев также сотрудничает со столичным музыкальным театром Astana Musical. Он подготовил костюмы для мюзиклов "Нотр-Дам де Пари", "Кыз Жибек" и "Роза Багланова". Одним из важных проектов дизайнер считает разработку нарядов для спектакля "Мы с тобой одной крови", который поставил театр особенных актеров — здесь выступают ребята с ограниченными возможностями. Сценические костюмы от Абишева также носят артисты Казахской национальной академии хореографии, театра танца "Терра", этно-фольклорного ансамбля "Сармад".
Юлия Нитченко