Страсти по «Троице»
Тема спора не нова. Речь идет о передаче церкви древних икон, находящихся в ведении музеев. В разное время РПЦ запрашивала у директоров музеев разрешение на вывоз древних икон в храмы. Удавалось осуществлять это с переменным успехом. Самым большим яблоком раздора стала икона «Троица» самого Андрея Рублева.
Так, например, в 2008 году РПЦ запросила у Третьяковской галереи выдать икону на праздник Троицы для торжественного богослужения в Троице-Сергиевой лавре. Что тут началось! Искусствоведы встали горой на защиту древней святыни. Объясняли, что икона этого просто не переживет, что поездка в лавру для нее равносильна смерти. Ведь речь идет о произведении, созданном в XV веке и сильно «утраченном». И музейщикам приходится прилагать максимальное количество усилий, чтобы сохранить его для потомков: это и систематический осмотр под приборами, и наблюдения опытных реставраторов, и специальный температурный режим, и уровень влажности в помещении... Тогда икону отстояли, она осталась в музее.
Но в этом году все оказалось иначе. Нет, музейщики своего мнения не изменили. Но «Троицу» пришлось отдать в лавру для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. Спустя два дня икону вернули. И теперь ее долго будут изучать специалисты. То есть в этом году рублевский шедевр посетители Третьяковки точно не увидят.
А на днях руководитель правового управления московской патриархии игумения Ксения заявила, что РПЦ предложила правительству внести поправки к законопроекту, которые позволят передавать религиозным организациям священные предметы из музейных фондов. Мало того, председатель думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов призвал обдумать и описать механизм передачи церквям икон, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
- Важно понимать, что иконы — это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле. Это часть нашего религиозного мировоззрения, - заявил депутат.
И директор музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева Михаил Миндлин уже ему ответил:
- Древним иконам необходимы специальные условия. Их может обеспечить только музей. В храмах попросту нет таких условий. Икона уровня рублевской «Троицы» — это символ России. И нет смысла подвергать ее опасности.
А директор Института искусствознания Наталья Сиповская даже заявила, что «мы рискуем остаться без памятников древней культуры, а значит, без своей истории».
Оксана Химич.
Фото из открытых источников.