В гостях у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина

Узнать о том, какой была повседневная жизнь любимой героини, все равно что познакомиться с ней снова. Лебединой грацией Майи Михайловны восхищались не только в СССР, но и за рубежом. Её костюмы, как сценические, так светские, поражали воображение неискушенного советского обывателя, не меньше вопросов возникало к способности балерины сохранить по-девичьи тонкую фигуру. Действительно, Плисецкая строго относилась к собственной диете и щедро платила фарцовщикам за западные модные изыски. При этом она была человеком непритязательным в быту, с удовольствием дарила подарки, собирала гостей и практически не репетировала дома. Фото: пресс-служба Бахрушинского музея 6 этаж, 31 квартира. Композитор Родион Щедрин принёс его с Майей некогда родное гнездо в дар Бахрушинскому музею. Теперь здесь находится мемориальная квартира Майи Плисецкой: несколько комнат (шесть, если считать прихожую и кухню) наполнены присутствием большого таланта и не меньшего очарования. При входе стоит массивный сундук для одежды (скорей, по американской моде, нежели по советской), а туалетный столик у зеркала заставлен сувенирами: кукла, привезённая из Японии, тульский самовар и… плюшевый медвежонок в красной футболке с надписью “Сапсан”. Научный сотрудник музея, Анастасия Лебедева поясняет: Майя Михайловна любила привозить сувениры из путешествий и гастролей (а их в жизни балерины было немало): Плисецкая считала, что покупая безделушки, она поддерживает местного производителя. Фото: пресс-служба Бахрушинского музея Из прихожей мы сразу попадаем в артерию квартиры, гостиную: круглую, светлую, с просторным столом в центре и выходами в другие комнаты. Вряд ли пространство удивит размером современного зрителя, но учитывая тот факт, что детские годы балерина провела в коммуналке, можно представить, каким ощущалось для неё жилище на Тверской, тем более, в эпоху хрущевской оттепели. В обогнувшем стены гостиной серванте — книги, фотографии в рамках и белоснежный сервиз, простой, но благородный. По признаниям Майи Михайловны, любая роскошь, которую можно найти в её квартире, была подарена: сама балерина изысков сторонилась. Фото: пресс-служба Бахрушинского музея В доме Плисецкой часто собирались представители творческой богемы: например, её подруги Надя Леже (художница, жена французского живописца Фернана Леже) и знаменитая “муза русского авангарда” Лиля Брик. Деятели искусства непринуждённо общались за чашкой чая — и также легко влияли на судьбы друг друга: Брик “свела” балерину с ее будущим мужем на одном из дружеских вечеров, а несколько работ Фернана Леже, включая ковёр-панно над кроватью и небольшой ассамбляж в комнате Щедрина, достались Плисецкой после знакомства с четой художников. Говорят даже, что в квартире 31 как-то раз был голливудский актёр Грегори Пек, наиболее известный по роли Джо Брэдли в фильме “Римские каникулы”. И всё же, несмотря на равнодушие к роскоши, одним балерина была одержима и не скупилась пополнять имеющуюся коллекцию: речь об одежде. После гастролей в Индию в 1953 году, Плисецкую объявили невыездной. На некоторое время Майя Михайловна лишилась возможности обновлять гардероб за рубежом, но из этой ситуации она найдёт выход: обратится к московским фарцовщикам. Конечно, приобретать наряды с рук перекупщиков было дорогим и к тому же небезопасным удовольствием, но балерина трепетно относилась к моде и принимала правила игры. Фото: пресс-служба Бахрушинского музея Впрочем, мир моды отвечал Плисецкой взаимностью. Французский кутюрье Пьер Карден создал для примы целый ряд костюмов для спектаклей “Анна Каренина”, “Дама с собачкой”, “Чайка”. Интересно, что в случае с Анной Карениной, Карден не получил ни гонорара за работу, ни официального признания (его имя отсутствовало в афише, так как руководство Большого Театра посчитало неправильным указывать имена зарубежных специалистов). Автором насыщенно-розового костюма из прозрачной ткани к балету “Гибель розы” стал Ив Сен-Лоран, а трико для “Кармен-сюиты” придумала сама Коко Шанель. Потрясающие сценические образы балерины можно увидеть в гардеробе, в её комнате (экскурсовод приоткроет дверцы и покажет сокровища). Фото: пресс-служба Бахрушинского музея Наверное, наименее заметно в доме Плисецких выглядит кухня: такую можно представить в любой советской квартире — разве что вид потрясающий, на центр Москвы. Анастасия Лебедева рассказывает, что Майя Михайловна готовить не любила, этим в основном занималась домработница. Подходя к плите, балерина чаще всего жарила себе яичницу или варила кофе, чем неприкрыто любовался её супруг. “В Майе мне нравилось абсолютно всё” — вспоминает Родион Щедрин. Посетить квартиру Майи Плисецкой на Тверской значит мысленно дорисовать портрет балерины, увидеть во вдохновенном образе черты земного человека. В настоящее время попасть в музей-квартиру Плисецкой возможно только в составе экскурсионной группы, что, наверное, к лучшему: в сопровождении интересного рассказа вещи звучат объёмней. С 1 августа музей-квартиру Майи Плисецкой можно также посетить самостоятельно, в 11 и 16 часов. Расписание и билеты: gctm.ru/buy-tickets/#/buy/event/4031/

В гостях у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина
© Ревизор.ru