ЛОНДОН, 6 августа. /Корр. ТАСС Никита Кручиненко/. Оксфордский университет после нескольких лет давления со стороны социальных активистов принял решение вернуть часть скульптур из своих музейных коллекций, привезенных в Великобританию из Нигерии в колониальный период, на историческую родину.
Как сообщили корреспонденту ТАСС в Оксфорде, Музей Питт-Риверса и Музей Эшмола, действующие при британском университете, на протяжении пяти лет вели диалог со своими коллегами из Нигерии и в итоге согласились передать стране 97 экспонатов, которые были похищены британскими военнослужащими из города Бенин-Сити в 1897 году. Кроме того, Музей археологии и антропологии Кембриджского университета одобрил возвращение в Нигерию 116 предметов из собственной коллекции, в том числе так называемой бенинской бронзы - латунных пластинок, украшавших дворец правителя Бенинского царства, которое существовало на южной территории современной Нигерии с XI века по конец XIX века.
Окончательное разрешение на передачу этих объектов должна будет дать к концу осени Комиссия по делам благотворительных организаций в Англии и Уэльсе. Если соответствующий процесс будет утвержден, возврат бенинской бронзы в Нигерию станет "самой крупной на сегодняшний день репатриацией культурных богатств из Великобритании". "В международную музейную среду приходит осознание того, что незаконно полученные артефакты должны быть возвращены в страну их происхождения", - заявил директор кембриджского музея Николас Томас, слова которого приводит газета The Daily Telegraph.
Великобритания организовала военную карательную экспедицию в Бенин-Сити в 1897 году, ее результатом стал разгром Бенинского царства. Британские историки указывают, что город был почти полностью сожжен, при этом уцелевшие ценности, в том числе бенинская бронза, были вывезены в Соединенное Королевство. Ожидается, что хранящиеся в Оксфорде и Кембридже экспонаты со временем будут переданы в музей западноафриканского искусства Эдо, который планируют построить в Бенин-Сити.
Культурная деколонизация
Эксперты подчеркивают, что решение музеев Оксфорда и Кембриджа усилит давление на Британский музей в Лондоне, который участники движения за культурную деколонизацию Великобритании называют "лавкой украденных древностей". "Британский музей должен показать лидерство в вопросе возврата украденных предметов", - указал профессор современной археологии Оксфордского университета Дэн Хикс.
"То, что происходит сейчас, можно назвать фундаментальным сдвигом позиции аудитории, руководителей [музеев] и стран, интересам которых мы служим как музеи. Идея о великодушной культурной организации, которую мы проповедуем, выглядит неуместно на данном этапе, поскольку не подкреплена поступком в виде возврата украденного. В общественном мнении по всему миру происходят кардинальные изменения касательно этого вопроса", - добавил специалист.
В свою очередь правозащитник Джеффри Робертсон выразил мнение, что "варварский способ захвата" бенинской бронзы, которая также выставляется в Британском музее, можно считать "военным преступлением". "Политики могут приносить более или менее искренние извинения за преступления времен имперского периода, но единственный доступный сегодня способ компенсации - это возвращение военной добычи, ставшей символом изнасилований в Египте и Китае и разрушения в странах Африки, Азии и Южной Америки", - заключил он.
Об изменении позиции крупнейших музеев Великобритании относительно хранения предметов, похищенных в ходе колониальных войн, также свидетельствуют высказывания директора лондонского Музея Виктории и Альберта Тристрама Ханта. По его мнению, учреждения должны получить возможность самостоятельно решать вопросы возвращения на историческую родину экспонатов той или иной коллекции.
Смена контекста
Вместе с тем историк Элис Проктер считает необходимым передачу в бывшие британские колонии вывезенных оттуда драгоценностей для "помещения их в правильный контекст". "Музеи - это институты памяти. Если вы подсвечиваете одну историю, то вы делаете это за счет другой, альтернативной", - заявила Проктер, в качестве примера приведя ситуацию с тигром Типу - деревянной механической игрушкой XVIII века, которая выставляется в Музее Виктории и Альберта. Она представляет собой фигуру тигра в натуральную величину, сражающегося с британским солдатом. При этом встроенный внутрь орган позволял имитировать рев тигра и крики о помощи со стороны его жертвы, что служило метафорой индийского сопротивления.
"Тигр Типу - это [духовой] орган. Он создавался для того, чтобы к нему прикасались и чтобы на нем играли. В настоящее время он стоит изолированно под стеклом, - сказала Проктер. - Мы не используем его в том виде, в каком он задумывался. Это действительно удручает". Историк отметила, что тигр Типу по-прежнему вызывает эстетический восторг у аудитории, однако многие посетители "не отдают себе отчет в том, что игрушка в действительности была символом неприятия индийцами британских колониальных войск".
Взаимодействие с зарубежными коллегами
В Британском музее корреспонденту ТАСС заявили, что находятся в постоянном контакте с зарубежными коллегами по поводу ряда экспонатов из его коллекции, включая 900 предметов, связанных с Бенинским царством. "Современные музеи - это пространства, где предметы способствуют всплеску креативности, помогая связать друг с другом прошлое, настоящее и будущее, - сказал представитель музея, в коллекции которого находятся около 8 млн предметов. - Мы работаем с коллегами из других стран по всему миру, чтобы делиться своей коллекцией как можно чаще".
В Британском музее подчеркнули, что специалисты учреждения также занимаются археологическими раскопками на территории исторического города Бенин-Сити. "Британский музей остается привержен тщательному и открытому расследованию истории бенинской коллекции. Это включает в себя полное понимание колониальной истории, уничтожения и разграбления Бенин-Сити британскими войсками в 1897 году", - указали в музее, сделав акцент на том, что его роль состоит в "объединении людей по всему миру".
Такую точку зрения разделяет археолог Майк Питтс, который охарактеризовал Британский музей учреждением "для мира и ради мира". Он считает, что дискуссия вокруг ряда экспонатов, которые выставляются в Соединенном Королевстве, больше напоминает "поливание грязью и политические разборки". "Нам необходим более широкий разговор, а не яркие заголовки и упрощенные представления", - заявил Питтс.
Возвращение экспонатов
Значительная часть британцев с иронией относится к колониальному наследию своих музеев. Согласно социологическому исследованию компании YouGov, около 60% жителей Соединенного Королевства выступают, в частности, за возвращение в Грецию выставляемых в Британском музее скульптур и рельефов Парфенона, которые в Англию переправил в XIX веке посол Великобритании в Константинополе лорд Элгин.
Более того, с каждым годом все чаще слышатся призывы передать Чили каменную статую моаи, вывезенную с острова Пасхи во второй половине XIX века, а щит Гвегал, захваченный отрядом первооткрывателя Джеймса Кука (1728-1779), - Австралии. Тем не менее многие эксперты на данном этапе сходятся во мнении, что большую часть украденных предметов вряд ли удастся вернуть на постоянной основе обратно в те места, где они были созданы. "Конечно, можно представить, как, например, значительная часть коллекции Парфенона [из Британского музея] в конечном итоге будет выставляться регулярно в Афинах. Однако это будет выглядеть как своего рода аренда", - отметил Питтс, предположив, как в будущем будет устроена работа музеев.
Британцы долгое время воспринимали свое колониальное музейное наследие как подобие витрины для футбольных кубков, где в качестве трофеев выступали похищенные предметы побежденных соперников. Теперь жители королевства готовы признать, что ряд этих "побед" был достигнут нечестным путем, значит, "медали" должны быть возвращены назад.